Нужно ли спасать любовь в нашем современном мире. Зарисовки психоаналитика на тему любви.

"Мы никогда не бываем столь беззащитны как тогда когда любим, и никогда так безнадежно несчастны, как тогда  когда теряем объект своей любви" Фрейд З.

Человек смотрит на небо и видит яркий желтый диск. Этот диск рождает в нем множество чувств. В холодные дни он радуется тому, что солнце согревает ему сердце. Яркое пятно в тумане дарит человеку надежду, утешает и ласкает душу. На рассвете светлый лик солнца говорит человеку: иди вперед, я буду освещать твой путь. В конце дня человек видит в солнце приют, родную гавань, он верит, наступит новый день, и снова появится солнце. Человек знает это, он привык к этому, он ждет возвращения солнца. Он понимает - без солнца нет жизни и все же…

В знойные дни человек не смотрит на солнце, он отворачивает от него свой взор, направляет его в тень. От жаркого света ему становится плохо, он забывает о своей любви к солнцу, о благодарности и покорности. Человек бунтует, он обращает к желтому диску гневные слова, он укоряет солнце за жар и свет. Он ненавидит то, что любит. Он не помнит своей любви. Он готов закрыть глаза от солнца и заслонить от него свое сердце. Так описывает человеческие чувства американский этнограф Эварист Сент – Джон Паркер.

Существует эта тонкая грань, которая разделяет любовь и ненависть, обожествление и разочарование. Человек говорит: я люблю, я знаю, что это любовь, моя любовь живет во мне, я полон ею. Что происходит в другой момент? Чувства также сильны, сопровождаются сильными аффектами, но уже другого рода – любовь трансформировалась в агрессию, в ненависть. Как это происходит и почему?

Природу любви и ненависти, ее связь с сексуальностью рассматривает психоанализ. Он проливает свет на то, каким сложным образом любовь и агрессия сливаются и вступают во взаимодействие. С помощью каких механизмов любовь может нейтрализовать ненависть, и при определенных условиях и обстоятельствах одержать над ней верх. Большую роль в этом взаимодействии играет эмоциональная сторона отношений, которая приходит вместе с близостью сексуальной. Эмоциональная близость неизбежно несет в себе следы детских и даже младенческих взаимоотношений с матерью и другими значимыми близкими людьми. Они всегда окрашенны амбивалентностью чувств. Вот почему в случаях трудностей формирования отношений, важно проанализировать , что же влияет на нашу способность любить, какие бессознательные факторы.

«Если любовь стремится к развитию бытия другого, то ненависть хочет обратного, его падения, утраты им ориентиров, извращения, исступления, полного отрицания, ниспровержения. В этом смысле ненависть, как и любовь, является безграничным поприщем» говорит французский психоаналитик Жак Лакан, на мнение которого я буду опираться в данной статье. Любить – значит давать то, чего не имеешь, а не давать то, что имеешь…

Любовь – это в первую очередь отношения. Отношения субъекта к объекту своей любви. Изначально, если опираться на идеи Библии, объектом любви подразумевался  человек противоположного пола. Это в идеале, а идеал, как вы понимаете понятие иллюзорное. К тому же правила всегда нуждаются в исключениях, для подтверждения своей ценности. Объектом любви сегодня, в наше время,  все чаще становится подмена. Истинный источник, наполняющий нас любовью, заменяется на искусственный, илюзорный. По своему содержанию он  приторно сладкий,поэтому  не способен утолить жажду, напротив потребность в любви при этом только возрастает.

Современный мир преподносит огромное количество объектов наслаждений. Потребляй, пользуйся, удовлетворяй свои желания. Но желания – это еще не любовь. Любовь отличается от желания, так как целью любви, настоящей любви, является не удовлетворение, а бытие. Поэтому о любви можно говорить лишь там, где уже существует символическое отношение как таковое. Теперь нужно научиться отличать любовь как воображаемую страсть от активного дара, конституируемого ею в плоскости символического.

Приоритеты сместились за последнее время. Сейчас наше внимание акцентируют на объекты, которые «надо» любить. Насаждаются образы, заслуживающие любви. Такое чувство, что мы допускаем, чтобы кто-то думал за нас. В современном мире остается мало островков настоящей любви при всем засилии образов. Дискурс о любви все больше предается забвению. Все меньше слов о любви и все больше действий. И все же желание любить и быть любимым сильнее.

Любовь, любовь того, кто желает быть любимым, является, по сути, попыткой захватить другого в ловушку себя самого. Желание быть любимым – это желание заманить любящий объект. Хорошо известно, что тот, кто стремится быть любимым, не слишком доволен, когда его любят за его достоинства. Любимыми хотят быть за все, а не только за свое собственное Я, говорит Декарт. За цвет своих волос, за свои причуды, за свои слабости, за все. Именно по этой причине, любить значит любить существо, помимо всего того, чем оно является в его видимом существовании.

Любовь может принять многое из человеческих слабостей и странностей, может даже допустить ошибки, но есть и этому, точка, определяемая лишь бытием – когда любимый человек заходит в предательстве самого себя слишком далеко и упорствует в самообмане, любовь отступает. Трудно спорить с этими рассуждениями Лакана. Почему люди могут быть разочарованы друг в друге? В этом большую роль играют наши воображаемые представления о партнере.

На известные вопросы "Чего хочет женщина" и " Чего хочет мужчина?" можно ответить, словами Отто Кернберга из его книги " Отношение любви". Мужчины хотят видеть женщину одновременно в нескольких ролях: в качестве матери, маленькой девочки, сестры-близнеца и взрослой сексуальной женщины. Женщины, в силу неизбежности и смены первичного объекта, хотят, чтобы мужчина совмещал отцовскую и материнскую роли, и желают видеть в нем отца, маленького мальчика, брата-близнеца и взрослого сексуального мужчину. Страстное стремление к полному слиянию объекта любви с эдиповыми и доэдиповыми элементами, которое никогда не может воплотиться. Отсюда поиски, разочарования и новые отношения в надежде достичь своего желания.

Когда мы говорим о чувствах, возникших еще до общения, до речи, до отношений, мы говорим скорее о влюбленности, чем о любви. Существует огромная разница между влюбленностью и любовью. Хотя способность влюбляться - основной элемент взаимоотношений пары. Она включает способность соединять идеализацию с эротическим желанием и потенциалом для развития глубоких отношений. Визуальность, то на чем замешана психика. В первую очередь мы влюбляемся в образ, причем в большей степени в воображаемый образ, к которому мы стремимся. Мы можем быть поглощены этим воображаемым образом, чувством, испытать влюбленность, но так и не совершить активного дара любви.

Либидинальная захваченность образом запускает биологическую захваченность – сексуальность. Образ, вызывающий интерес и влечение у каждого свой. Он несет в себе огромное количество меток из детства. Образ всегда помечен символическими метками, он сложный, сконструирован из целого ряда условий – это результирующая история нашего желания. Часто можно слышать такую фразу « и что он в ней нашел?», « за что его можно любить?». Как писал Эрик Фром «Незрелая любовь говорит: Я люблю тебя, потому что я нуждаюсь в тебе. Зрелая любовь говорит, я нуждаюсь в тебе, потому, что люблю тебя.»

Почему бывает, что мужчина может любить только женщину, которая принадлежит другому мужчине ? Механизм – я желаю то, что желает другой. Мои отношения с образом, который меня влечет, опосредованы желанием другого. Все мы знаем случаи, описанные в литературе, когда мужчина мог любить только женщину легкого поведения, - униженный объект. В любви банальный объект начинает проявляться, становится сосредоточением избыточного смысла. Мы всегда остаемся в невединии о своих фантазмах, это проявляется только в отношениях с другим.

Любовь узел – недаром говорят – узы любви. Отношение между полами всегда намекает на травму разницы полов. Желание женщины – быть желанной для другого. Женщина выставляет себя на обозрение, прибегая к огромному количеству всевозможных средств, чтобы достичь результата, стать объектом желания. Целые отрасли индустрии работают на то, чтобы сделать женщину привлекательной для другого. В конечном итоге женщина отдает всю свою любовь тому, кто ее желает. При этом надо понимать, что имеется в виду под этим « желает». Мы хотим, чтобы другой признавал нас в своих желаниях, а не только желал как тело или объект.

«Огромное количество людей страдают от неразделенной любви к самому себе». (Карл Меннингер.) Нарциссическая любовь – другой – это Я, Я – это другой. Я люблю самого себя, я люблю такого, каким бы хотел быть, я люблю такого, каким был прежде. Другой как объект любви помогает собрать себя. Я собираю себя через другого. Легче себя увидеть в другом – какой я красивый в этих отношениях. Я люблю другого за присутствие его в этом мире. «Мы никогда не бываем столь беззащитны, как тогда, когда любим и никогда так безнадежно несчастны, как тогда, когда теряем объект любви или его любовь.» ( З.Фрейд)

Все написанное выше, это только зарисовки, темы к размышлению. Любовь, как и ненависть, была, есть и будет всегда как жизнь и смерть, ночь и день, белое и черное, добро и зло. Что преобладает в нас в данный момент, к чему мы стремится, способны ли мы любить, все это очень важно понимать, над этим стоит думать, анализировать, при необходимости даже со специалистом, так как лишая себя любви мы лишаем себя смысла. « Любовь исцеляет людей – и тех, кто дает ее, и тех, кто ее получает» (Карл Меннингер.)

Зарисовки на тему любви психоаналитика Носовой Л.И.

 

 Что избавит нас от депрессии. Приглашает к рассуждению психоаналитик.

Сейчас очень модно говорить и писать о депрессии, о депрессивных состояниях и чувствах связанных с депрессивными расстройствами. На мой взгляд, тема депрессии очень сложна, так как само понятие депрессии неоднозначно и многогранно.

Когда я начала писать эту статью о депрессии мне все в большей степени хотелось написать и о любви тоже. Может быть для того, чтобы как - то уравновесить силы и не скатиться в писсимистическое настроение в связи с написанием меланхолической статьи.

Присутствие темы любви и влечения помогает вселить надежду, оптимизм и уверенность в том , что всегда найдется человек, которого мы любим, который любит нас и ради которого стоит жить, даже когда речь идет о тяжелых депрессивных состояниях.

На чашу весов как будто попадает с одной стороны влечение к смерти - отсутствие сил и желания бороться за жизнь, а с другой стороны влечение к жизни - к получению удовольствия связанного со способностью любить и быть любимыми. В разные периоды нашей жизни уклон на этой чаше весов может быть то в одну, то в другую сторону – это вечный конфликт двух влечений, изначально заложенных в человеке.

Вопрос состоит не в том, как и почему в жизни человека чаша весов наклонилась к состоянию депрессии, как сказал психоаналитик из Бельгии Чарльз Сасс – « Жизнь человека череда сепараций и травматических моментов. Другими словами, вопрос не в том, почему наши пациенты иногда переживают депрессию, а в том, как нам всем удается ее избегать». Вопрос состоит в том, существуют ли у человека возможности внутренней регуляции такого состояния, уравновешивающие эту наклонившуюся чашу. Мы говорим о способности обрести душевное равновесие.

Какие же существуют способы и методы для такого уравновешивания своего душевного состояния и выхода из депрессивного ? На мой взгляд, это в первую очередь возможность высказаться, говорить об этом, изложить свои мысли и тревоги, как в устной форме, так и на бумаге, холсте, в любом доступном виде. Однажды известный писатель Грэм Грин сказал: « Я порой недоумеваю: как те, кто не пишет, не сочиняет музыку и не занимается живописью, ухитряются избегать безумия, меланхолии и панического страха, неразрывно связанных с условиями человеческого существования». Для выхода их состояния, когда все кажется бессмысленным, в том числе и сама жизнь очень важно за что-то зацепиться, хотя бы за какой либо смысл.

Опустошенное внутреннее состояние и чувство собственной ничтожности и ненужности, бессмысленности бытия, непризнания и непринятия себя самим, а соответственно проекции мысли, что также относятся к тебе и другие , может постепенно наполняться смыслами. И здесь на помощь может придти только любовь. Любовь не обязательно к человеку, мужчине или женщине, на это может не быть ни сил, ни желания, а любовь в более широком ее понимании. Это чувства направленные на что угодно: сотрудников по работе, любимую книгу, группу по интересам, учебу чему то новому, мастерство о котором только мечтал, некупленную родителями в детстве собаку, котенка жалобно плачущего у подъезда и многое другое, что способно пробудить эмоции.

Когда человек направляет свои чувства  на других, он непременно получает взамен ответные эмоции и наполняет себя ими. Таким образом круг размыкается.  Человек уже не кажется себе  таким жалким и ничтожным.  Даже если дома ждет голодный котенок, то к нему хочется вернуться, появляется чувство, что ты кому - то очень сильно нужен. Так вновь рождается желание любить и жить, а главное желать.

Оскудненное внутреннее состояние собственного ощущения себя, истощенное чувством потерь и внутренних терзаний и конфликтов очень постепенно приходит в норму. Даже если это длительный процесс, так как депрессия всегда развивается на уже подготовленной почве все же обмен либидо произошел. Важно помнить, что человек изначально имеет склонность к депрессии, так заложено особенностями развития психики.  И когда, в некоторых случаях,  угнетенное состояние продолжается длительное время,  все же лучше обратиться к специалисту.

Конечно же, когда мы говорим о депрессии, встает вопрос, что вкладывать в это понятие, которое прочно вошло в нашу лексику. Не смотря на очень длительный период изучения феномена депрессии и заинтересованностью этим вопросом многочисленных исследователей сложно дать определение понятию депрессии однозначно. Это связано с большим разнообразием депрессивных состояний и недостаточно разработанной системой критериев дифференциации депрессивных расстройств и расширением диапазона от незначительных изменений настроения до серьезных психотических расстройств.

Испокон веков феномен депрессии называвшейся ранее меланхолией привлекал внимание многие светлые умы человечества. И объяснения этому явлению давались соотносительно знаниям и культуре того общества и того времени, в котором мы находим описание этого аффективного расстройства.

В древние времена главная роль в этиологии меланхолии приписывалась наличию у человека «черной желчи». У человека страдающего меланхолией предполагали сгущение крови - « черная кровь», а исцелением было кровопускание. Дальнейшие целители продвинулись до терапии музыкой и другим психическим воздействиям, хотячаще всего связывали меланхолию с органической патологией.

Так было до описания меланхолии З.Фрейдом и К. Абрахомом, которые связали меланхолию с функциями психического аппарата человека, а возникновение депрессии с внутрипсихической утратой объекта (чаще матери) , утраченный таким образом объект может здравствовать и поныне, а человек страдает от чувства потери.

И все это можно было бы пережить если бы этим все и ограничивалось , но дальнейшие процессы протекающие в психике человека склонного к депрессии в определенных условиях приводят к оскудению личности, к слабости собственного Я. В результате утраченный объект, помещенный во внутрь, и часть личности, которая практически полностью идентифицируется с ним разрушают человека, его психику изнутри, обедняя и опустошая ее. В таких случаях подобные состояния расцениваются как  расстройство и относиться к такой форме проявлений тяжелой депрессии нужно как к серьезному психическому заболеванию.

Автор книги «Демон полуденный» Эндрю Соломон сам на себе испытавший тяжелую депрессию, что и послужило толчком к написанию книги, называет это состояние одновременным рождением и смертью: появлением чего то нового и полным исчезновением чего то старого. В психоанализе говорят о том, что нужно проделать работу скорби по утраченному объекту. Понять, что эта утрата навсегда и состояние блаженства невернется. Нужно утратить что то, чтобы освободить место для нового познания мира и себя, чтобы появилась возможность присутствовать в себе самом.

Перестройка себя во время и после депрессии требует помощи, чувства любви и конечно же времени. Очень важно следить за своим эмоциональным состоянием, говорить о нем, слушать и наблюдать самого себя, свои чувства, осозновать и принимать все происходящее, чтобы лучше понимать свой внутренний мир.

Автор статьи психоаналитик Носова Любовь Иосифовна.

 

Почему это происходит именно со мной?   Размышления о тревогах молодых людей.

Почему ?         Периодически каждый человек в своей жизни испытывает подавленное состояние, легкую хандру или даже депрессию. Жизнь теряет краски, все события видятся только в негативном аспекте, мы называем это – черная полоса и ожидаем только очередных неприятностей.

Да, действительно бывают разные ситуации события, которые влияют на нашу жизнь. К тому же мы живем в социальном окружении, с которым выстраиваем взаимоотношения. При этом у каждого из нас сформировалось представление о том, как мы должны быть восприняты в этом окружении. И именно не соответствие наших представлений и ожиданий с тем, что мы получаем в результате взаимоотношений, и порождает внутренний конфликт.

В большей степени страдают молодые люди, у которых помимо конфликтов связанных с естественным формированием психики, с изменением внешности, голоса, роста, сексуальному возмужанию присоединяется большое количество социальных конфликтов. Когда они чувствуют в себе не соответствие тем идеалам и принятым представлениям нашего общества. Появляется страх быть не признанными этим обществом. « Я не такой как все», « Ну почему это произошло именно со мной».

Тело подростка становиться взрослым, но оно не способно заслонить его детское чувство себя. Взрослый мир одновременно и манит и пугает подростка, если он разочаровывается, то это ранит его до глубины души.

Современность диктует нам высокие требования к образованию, в наше время нужно быть более образованным , хотя хорошее образование без формирования других способностей справляться с жизненными ситуациями, еще не гарантирует достижения желанного успеха в жизни.

Так как общество, основанно в первую очередь на потреблении, то и желания в большинстве своем связаны тесным образом с материальными потребностями. При этом юношеский максимализм диктует получить все и сразу. Это хорошие желания в том случае если они не приводят человека к социальной неуверенности и как результат к индивидуальному переживанию подавленного состояния, снижению самооценки и как результат проявления депрессивных состояний.

Важно отслеживать и различать то, что нам предлагается как для роли активного потребителя, и то, что нам действительно необходимо для жизни. В противном случае мы попадаем в иллюзию, что приобретением товаров, образования, должности, власти и т.п. достигается счастье. А отсутствие возможностей вышеперечисленных "благ" как несчастье, а значит разочарование в себе, в своих способностях либо наоборот одержимость в достижениях заветных целей.

Отличие зрелой психики от формирующейся состоит, на мой взгляд, в том, что выходит на первый план - человек руководит удовольствиями или удовольствия руководят им. Поиск немедленного удовольствия, импульсивного, основанного на сиюминутном желании будь то покупка, сексуальные отношения, алкоголь, проявление аффекта и т.п., это лишь иллюзия получения счастья, так как последующие за этим разочарования и неудовольствие могут быть сильнее и оказать более травмирующие последствия для психики.

Сдерживающим фактором от травмирующих психику моментов может быть наша индивидуальность, возможность иметь  независимое мнение по любому вопросу, наша способность мыслить самостоятельно, не подпадая под влияние насаждаемых рекламных и социальных трюков. Наша идентичность позволяет отличать себя и свои потребности от общей массы.

Поддерживающую роль в формировании идентичности у подростков в значительной мере играет окружение: авторитет отца, семья, общество. Перед молодыми людьми: юношами и девушками стоит задача справиться с тем высоким уровнем тревоги, с которой необходимо научиться жить. Тревога - это неотъемлемая часть жизни каждого из нас. Это та цена, которую мы платим за свою субъективность, за возможность чувствовать себя отдельными личностями. Когда нашей субъективности хоть что то угрожает - мы тревожимся. В то же время именно тогда, когда  тревогу не удается, в силу каких – то внутренних или внешних причин удерживать в приемлемых рамках и возникают психические расстройства или нервные срывы.

Часто мы забываемо том, что даже если мы не можем изменить какую то ситуацию, то мы всегда можем изменить к ней свое отношение. Формирование идентичности, открытие своей роли и предназначения, познание самого себя – важные этапы для дальнейшей возможности человека жить своей жизнью, а этот путь всегда сопровождается определенной тревогой. Когда то Кьеркегор сказал "Кто научился правильно тревожиться, тот научился в жизни самому главному".

Автор психоаналитик Носова Любовь Иосифовна.

 

Человек и его окружение. Существуют ли проблемы адаптации.

Человек существо социальное, с самого рождения наша психика развивается во взаимодействии с другими людьми. Человеческий детеныш рождается на свет более беспомощным, чем любое другое существо. И только во взаимоотношениях с другим себе подобным, он имеет возможность развиваться и развивать свою психику. По мнению эго – психологов, таких как Хайнц Гартманн младенец рождается на свет с собственным приспособительным аппаратом в зависимости от относительно ожидаемого внешнего мира.

Способность младенца к внутри психическим процессам, является фундаментальной в развитии психического аппарата человека. Все дальнейшие наши отношения, существующие на протяжении жизни, всегда будут преломляться через призму тех интрапсихических ( помещенных внутрь) отношений, которые будут являться матрицей для каждого из нас.

Отношения с близкими, детьми, родителями, любимым человеком, сотрудниками на работе, малознакомыми людьми и все отношения в социуме, а также и отношение к самому себе строятся по типу и образцу отношений, которые были сформированы между образом себя и образом другого человека.

Изначально отношение к образу себя и отношение к образу другого человека, чаще матери, как самого значимого для ребенка объекта, помещались внутрь психики. При помощи фантазийного аппарата эти отношения корректируются, адаптируются собственным психическим аппаратом, в результате чего на выходе мы получаем всегда окрашенные собственными фантазиями модели отношений.

Хорошее отношение к себе мы можем воспринимать отрицательно только потому, что нам оно кажется подозрительным, «почему человек так добр ко мне – это значит, он что то хочет от меня», « он говорит, что любит, этого не может быть, за что меня можно любить?». В наших мыслях и действиях всегда присутствуют те, уже сформированные стереотипы как к нам могут относиться, какие отношения будут выстраиваться в результате, тревожные ожидания уже пережитых событий, все это действительно влияет на нашу жизнь, так как в большинстве случаев является бессознательным и трудно поддается логике и осознанию.

Чаще всего мы не понимаем, почему мы так думаем, объяснением может служить фраза « так было всегда». Отойти от определенных моделей поведения возможно только разобравшись какими сформировались эти отношения между образом себя и образом значимого объекта, от которого зависел в раннем детстве, а соответственно какие модели поведения и мышления были выработаны в форме защиты своей психики от неудовольствия и тревог.

Анализ механизмов защиты и силы своего собственного Я позволяет определить: ригидность характера; силу воли; способности справляться с конфликтами; определить что приводит к повторяющемуся в течении жизни сценарию, все это дает возможность корректировать свое восприятие, мышление и поведение в отношениях с другими людьми и окружающим миром.

Психическая жизнь здорового человека никогда не может быть полностью изолирована от фантазийных образований, этого и не требуется. Фантазия может выполнять, по словам Гартмана синтетическую функцию « временно соединяя наши потребности и цели с возможными путями их реализации.» Именно фантазии, хотя они и отдаляют нас от внешней реальности открывают для нас нашу внутреннюю реальность. Наши фантазии очень близки к нашим бессознательным мыслям, а значит, важны для понимания нашей внутри психической реальности. Психика каждого из нас прошла свой путь, по мнению Гартманна, «от проблемы адаптации к реальности окольным путем через фантазию».

Понимание того, что для каждого из нас существует реальность и в тоже время существует психическая реальность, преломленная внутренними фантазийными процессами, которые были необходимы человеку для адаптации к окружению и формированию взаимоотношений с этим окружением, дает возможность понимать свои внутренние переживания, внутри психические конфликты и тревоги.

Психоанализ способствует получению в распоряжение анализируемого осознание материала, вытесненного в свое время в бессознательное. В процессе анализа освобождается энергия, которая расходовалась на удержание вытесненного. Кроме этого человек прошедший анализ получает еще и механизм самоанализа, дающий возможность улучшать жизнь и отношения с окружением.

Автор психоаналитик Носова Л. ( по Х.Гартманну " Эго - психология и проблемы адаптации"

Первичная консультация психоаналитика.

Автор Носова Л.И. Практикующий психоаналитик.

 

 

Характеризуется первичная консультация в первую очередь личным знакомством двух, совершенно посторонних людей, которые впервые видят друг друга в психоаналитическом кабинете. Эта встреча очень важна как для клиента, так и для специалиста. Уже во время первой встречи  обе стороны определят возможность дальнейшего сотрудничества. 

Клиент с самого начала почувствует на себе отношение аналитика к нему как уникальной личности, достойной и способной менятся. Он может почувствовать все, что угодно, но при этом важно, чтобы возникло доверие и безопасность, без которых  дальнейшее сотрудничество может не состояться.

Очень важно, чтобы с самого начала встречи формирующиеся отношения не потекли в русле модели детско – родительских отношений по типу: ребенок не знает что делать, жалуется, и заботливый родитель дает советы. Это верный признак того, что планируемая  работа  могут оказаться  под угрозой.

Специалист должен постараться понять и принять все, что говорит клиент, сразу же становясь на сторону человека, который пришел на консультацию. При этом  необходимо дать человеку почувствовать , что его понимают, и он имеет безопасное пространство говорить и быть услышанным. Первый урок, который вынесет клиент из этой очень ценной по эмоциям встрече – есть человек – специалист – психоаналитик – профессионал, реакция которого на сказанное отличается от реакции других людей.

 Установление доверительных отношений и контакта состоялось, если пришедший на встречу человек уходит с чувством, есть специалист, который способен его выслушать, принять его точку зрения, проявить уважение к его ценностям, признать его чувства, его беспокойство, его уникальность  и важность всего, с чем он пришел.
Второй урок, который вынесет из первичного интервью клиент – это урок уважения и самоуважения, позволяющий почувствовать собственную значимость и достоинство. Для многих из нас важным в жизни является, когда тебя уважают и понимают. Психоаналитическая ситуация строится в первую очередь на доверии.

 

  Все о вытеснении

 

Вытеснение процесс отстранения от сознания и удержание вне его психического содержания, один из механизмов защиты человека от конфликтов, разыгрывающихся в глубинах его психики.

Вытеснение вытеснение потерпело неудачу, если ему не удалось избежать неудовольствия или страха. Вытеснение может быть как удачным, так и неудачным., может оставлять после себя симптомы.

Вытеснение – работает в высшей степени индивидуально и мобильно.

Вытеснение – вытесненое оказывает постоянное давление в направлении сознания, которому для сохранения равновесия необходимо непрерывно оказывать противодействие. Сохранение вытеснения предполагает постоянную трату энергии, а прекращение этих затрат с экономической точки зрения означает сбережение сил.

Вытеснение – как только неприемлемое по существу представление усиливается сверх определенной меры, конфликт становится реальным и именно активация влечет за собой вытеснение.

Вытеснение – сущность вытеснения не в том, чтобы устранить, уничтожить представление, репрезентирующее влечение, а в том, чтобы удержать его от сознания.

Вытеснение – вытеснение устраняется лишь после того, как сознательное представление, преодолев сопротивление вступает в связь с бессознательным следом воспоминания. Только благодаря осознанию последнего достигается успех.
Вытеснение – разновидность забывания, при котором память « просыпается с большим трудом."

Вытеснение – это тот процесс, который прежде всего свойственен неврозу и лучше всего его характеризует.

Вытеснение мотивом и целью вытеснения служит избегание неудовольствия.
Вытеснение – способ разрешения внутри психического конфликта, прекращение борьбы между желанием и нормами морали. Представление устраняется из сознания в бессознательное.

Вытеснение – При вытеснении происходит отделение аффекта от его представления.

Вытеснение - служит этитеским и эстетическим требованиям человека. Является делом Сверх – Я.

Вытеснение – «Теория вытеснения является как краеугольным камнем, на котором зиждется здание психоанализа, так и важнейшей частью последнего.»( З.Фрейд).

Вытеснение – « Вытесненное – динамическое слово, которое принимает в расчет игру психических сил и свидетельствует, что есть стремление проявить все психические воздействия, среди них и стремление стать осознанным, но есть и противоположная сила, сопротивление, способное сдержать часть подобных психических действий, среди них и действие по осознанию. Признаком вытесненного остается то, что, несмотря на свою мощь, оно не способно стать осознанным.» ( З.Фрейд).

Вытеснение истинная цель вытеснения – подавление развития аффекта, его заторможенность.

 

  Смейтесь на здоровье.

Смех может быть лекарством от депрессии. Юмор - тем, что дарит хорошее настроение. Смех над своими недостатками и неудачами очищает нас от стресса, снимает напряжение, лечит болезненное самолюбие, а главное, позволяет видеть себя со стороны более объективно и реально. Очень важно развивать ироническое отношение к себе. « Кто может первым посмеяться над собой» в жизни легче встречается с трудностями и разочарованиями. Самоирония - это достояние, которое нужно ценить.

« Иногда надо рассмешить людей, чтобы отвлечь их от мысли Вас повесить» очень давно говорил Бернард Шоу. Одним из первых исследователей рассмотревших юмор в качестве защитного средства был Зигмунд Фрейд. Объясняя место шутки и ее важности для человека, он в первую очередь исследует какое место шутка занимает в логике неврозов. Фрейд считал, что следующий за шуткой - смех разряжает напряженность, созданную ограничениями социальных норм. Разрядка, ощущаемая после смеха, вызывает чувство удовлетворения.

Мы часто используем возможности проявить юмор, чтобы сгладить напряженность межличностных отношений, получить признание в компании, наладить дружескую обстановку. Люди, которые вместе смеялись над шуткой, анекдотом, остротой сближаются неопределенными и неосознаваемыми на первый взгляд связями. Они становятся ближе друг к другу, как будто вместе прикасаются к запретному.

Полезность юмора и смеха подтверждается опытом многих поколений. Конфликт имеет свойство, как правило, сублимироваться при помощи этих наших постоянных спутников жизни – юмора и смеха. Разумеется, сублимация это лишь перевод в другую форму, она выполняет защитную функцию, и не берет на себя ответственность за решение самого конфликта, но напряженность и острота ситуации несомненно ослабевает. Смех помог людям смотреть на мир иными глазами.

« У всякого глупца хватает причин для уныния, и только мудрец разрывает смехом завесу бытия». Такая цитата Бабеля может показаться на первый взгляд грубой, но она справедлива. Потребность людей шутить и создавать остроты будет всегда, во все времена и у всех самых разных народов. Все эти процессы связанные с принципом затраты и высвобождением энергии от получения разрядки благодаря смеху, связаны с получением удовольствия, что важно для психики. Мы заставляем смеяться других, чтобы смеяться самим. Смех всегда противостоял страху. То над чем мы посмеялись, перестает быть определенно страшным.

Потребность в получении удовольствия от смеха породила формирования такого фольклорного жанра как анекдот. Анекдот порождение городской культуры, он схватывает узловые проблемы если не бытия, то жизни человека, что позволяет говорить о присущей этому фольклорному жанру философичности. Главная функция смеха исправление будущего. Сила смеха в том, что он представляет мир будущего. Стыдясь мы не становимся беднее, а смеясь богаче, вся разница в том, что смех идет изнутри наружу, а стыд с наружи вовнутрь. Важность этого понимания ведет к психическому здоровью. Мы часто слышим – « смех – это здоровье».

Смеха, шуток, веселья, радости и счастья, хорошего настроения, психического и физического здоровья Вам и Вашим близким в Новом, 2011году.

 

  Живи, чтобы желать и желай, чтобы жить.

Вот и пришел Новый Год, вот мы и перешли в Новый Год, важен всегда как раз сам переход, само ощущение, когда старый год уходит и рождается новый. Все, что связано с этим чувством живет в нас всегда. Именно этот праздник окрестили – праздником детства. В любом возрасте нам хочется верить, что желания, которые мы загадаем в новогоднюю ночь, обязательно исполнятся.

На протяжении всей нашей жизни мы живем движимые желаниями. И как только мы достигаем заветного желания, у нас тут же рождается новое желание. Так что же такое это загадочное желание, каковы его корни.

« Желание представляет, в конечном счете, желание ничего» писал французский психоаналитик Жак Лакан в 1955 году и продолжал рассуждения на эту тему на протяжении всего своего творческого пути. Он говорит, что истоки нашего желания коренятся в отношении к первому Другому с кем взаимодействует ребенок чаще всего это мать. « Именно постольку, поскольку желание матери находится либо по ту, либо по другую сторону от того, что она говорит, на что намекает, от порождаемых ею речью смыслов, именно поскольку желание ее остается тайной, складывается в этой точке нехватки, желание самого субъекта.»

Именно с этого момента мы и начинаем желать. То изначальное невозможное иллюзорное желание с этих пор будет подменой другими, более реалистическими желаниями, но которые никогда так и не смогут нас удовлетворить до конца, так как это всегда замена того желания, которое является истоком, фундаментальным началом фантазма как такового.

Приходят праздники, и мы с огромным удовольствием говорим своим близким, родным и знакомым о том, чтобы их желания обязательно исполнились. Искренне веря, что , именно наши бесконечные, нескончаемые желания и являются двигателями прогресса. При этом важно понимать, что этим могут пользоваться рекламные компании, которые, беря инициативу в свои руки, могут навязывать очень мягко, чего нам желать.

Первичное желание, стоящее у истоков не имеет имени, хотя «это центральная в любом человеческом опыте функция». И в тоже время именно это желание и делает « существо одушевленным», то есть порождает субъективность. « В силу самой нехватки существо оказывается существующим». Образовывается как будто пустая клеточка, (нехватка), пространство, которое, благодаря тому, что не имеет возможности заполнится и замкнуться, продолжает существовать всегда. Пока мы живы, мы желаем, пока мы желаем, мы живы. « Именно в опыте желания приходит существо к переживанию своего Я в его отношениях с бытием». Мы живем, мы желаем и именно так понимаем, кто мы, обретаем свое Я свою сущность. Это то, что нас формирует как личность, то, что отличает нас друг от друга. С этого момента мы будем желать, но желания у всех нас будут разные.

Когда в новогоднюю ночь мы загадываем желания – это всегда самые сокровенные наши мечты, о которых мы стараемся не говорить вслух. По поверьям, произнесенные вслух желания могут не исполниться. Особенностью всего , что связано с желанием есть именно то , что основание всему остается бессознательным, а значит имеет силу.

Психоанализ рассматривает желание человека, как ключевое понятие в психоаналитической работе, но при этом речь идет о том, чтобы аналитик услышал в процессе работы о том бессознательном желании, которое стоит у истоков нашей психики. Аналитик всегда озадачен вопросом, что слышится за тем, о чем говорит сейчас клиент. Когда ты это говоришь, чего ты на самом деле хочешь? Каково твое желание? « Только на стыке речи, на уровне ее появления, возникновения, произрастания, заявляет о себе желание. Желание возникает в момент воплощения своего в речь, возникает вместе с символическим строем», рассуждает дальше Лакан. Вот почему так важно в психоанализе говорить, говорить, чтобы быть услышанным. Бессознательное желание может быть услышано в рамках отношений аналитик и анализант.

Желание – это то, что порождает отношения. « Желание – это топливо реальности. Это отношение к Другому, без участия которого никакое отношение не возможно». В тоже время именно отношения также порождают желания. То есть это система взаимодействия и взаимоотношения на базе которых строятся все наши дальнейшие способы сосуществования в нашей жизни, и не только с другими но и к самими собой, т.е внутри психические отношения, которые формируются как представления об взаимоотношениях себя и объектов. Сформировавшись в раннем детстве, они сопровождают нас всю жизнь, накладывая невидимый бессознательный отпечаток на все последующие отношения, которые мы строим в нашей жизни.

В этом и состоит работа аналитика, разобрать все метаморфозы и премудрости переплетений в нашей психике сознательных и бессознательных процессов. И в этом очень помогают нам наши желания, в том числе и желание познать себя, специфику своих отношений , разобраться наконец, почему, как только мы достигаем своего желания, оно тут же перестает быть таким желанным, чем в то время, когда мы к нему стремились.

Автор психоаналитик Носова Любовь Иосифовна, опираясь на работы французского психоаналитика Жака Лакана.

 

 

Анализируем деструктивные силы и страсти 

  Многие считают, что уверенность в собственных силах это личная задача каждого из нас и чем неуверенней человек, тем значительней его ненависть. Позволю себе не согласиться. Этот сценарий запустится только в том случае, если цель в достижении уверенности будет поставлена во главу угла и станет одержимой. Тогда соответственно в погоне за чувством уверенности появится еще большая неуверенность и несоответствие. Все мы люди, а значит, имеем недостатки и не можем соответствовать тем идеалам, которые насаждаются нашим социальным окружением и обществом, особенно рекламой. В таком случае действительно человек идеализировавший образ, к которому он стремится, может чувствовать разочарованность в себе, и ненависть к тем, кто более успешен.

Что же такое ненависть и другие деструктивные, часто разрушающие психику силы? Какие из них являются все же конструктивными и созидательными? Почему о них мы говорим с меньшим энтузиазмом, чем о любви, хотя понимание присутствия деструктивных сил не менее ценно для нас. Как рождаются и формируются эти чувства и эмоции, которые можно также причислить к страстям, но бурлящим на противоположном берегу реки любви и ее производных. Петер Куттер в своей книге «Любовь, ненависть, зависть, ревность. Психоанализ страстей» последовательно описывает каждую из так знакомых нам, но часто не признаваемых в себе, из-за бессознательного страха наказания и боязни потерять любимый объект, страстей.

Все начинается с неприязни, которую очень часто мы испытываем бессознательно, и если нас спросят, почему этот человек нам не приятен, мы вряд ли могли бы дать вразумительный ответ. Если при этом мы найдем еще и сознательное подтверждение, чем именно этот человек нам не угодил, «ну я же чувствовала, что он такой», или «я вижу ее насквозь», то совокупность негативных реакций как сознательных, так и бессознательных по отношению к определенному человеку формируют предубежденное отношение. Мы уже относимся к нему определенным образом, который называется – враждебность.

Любые отношения, как я уже говорила в предыдущей статье « Любовь – это открытие свободы другого человека», сопровождаются страстями, так как наша тема деструктивные силы, то мы поговорим о: гневе, злости, озлобленности и ярости. Злость чаще всего появляется, как реакция на действия заведомо неприятного, враждебного нам человека, который нас раздражает. К огромному сожалению, таким человеком очень часто оказываемся мы сами. Мы злимся на себя не меньше, а в некоторых случаях даже больше, чем на других. Что тут можно сказать злитесь на здоровье, но по возможности не скрывайте свою злость, а говорите о ней и о своих чувствах. Выясняйте отношения, которые вызывают у вас негативные эмоции. Все мы очень хорошо знаем, как разрушающе действует на человека проглоченная злость. Закон сохранения энергии. Накопившаяся и неотреагированная злость постепенно трансформируется и превратится в озлобленность, а это уже закрепится за человеком как черта характера, которая со временем станет, заметна окружающим. Справиться с озлобленностью имеющей большое количество бессознательной природы будет уже гораздо сложнее. Конечно, я не призываю к злости на всех и каждого, но если вы чувствуете, как комок злости подкатывает к горлу и душит вас, помогите ему выйти, в любом социально приемлемом виде.

Злость, злоба, неприязнь порождают гнев, который относится к разряду аффектов и считается основным аффектом агрессии. Он появляется также как реакция на внешние или внутренние раздражители, которые доставляют очень сильное неудовольствие. Разрешением и отреагированием гнева должно стать проявление ярости. Ярость вызывается вспышками гнева, внезапно появляясь и освобождая от негативной энергии. Именно поэтому проявление ярости как разрядке приступа гнева можно считать конструктивной силой.

Когда мы говорим о ненависти, мы можем (причислив ее также к человеческим страстям) говорить о том, что она порождается накопившимися травмами, обидами, унижениями, которые не имели возможности быть высказаны, пережиты и переработаны психикой. Именно это чувство, чувство ненависти имеет много бессознательного материала. В особенности если рассматривать ее проявление между мужчиной и женщиной (половая ненависть) и между родителями и детьми. Наибольшее количество бессознательных процессов заложено именно в этих отношениях. Даже если ненависть вытесняется и идеализируемый родитель оберегается от этого чувства всеми силами, эта ненависть остается внутри, но уже направленной на самого себя, что порождает депрессию. Если существуют трудности связанные именно с отношениями в семье, или в способности строить крепкие любовные отношения (между мужчиной и женщиной) психоанализ может помочь в осознании тех бессознательных факторов, которые и являются причинами этих душевных переживаний или даже страданий.

Другим исходом для достижения «результатов» в этой борьбе деструктивных сил может стать месть. Человек, избравший такой путь, пытается отомстить за свои страдания, ему кажется, что так он может заглушить душевную боль. Месть может стать даже смыслом всей его жизни, если других смыслов уже нет. Отвлечь от чувства мести может только нахождение этих других смыслов и желаний в жизни. Половая ненависть может также порождать чувство мести, которое трансформируется в бесконечные смены партнеров. В таких отношениях бросают одного человека ради другого, в надежде обрести, наконец, иллюзорное счастье, вместо удовлетворения появляется желание искать новую жертву. Причин такому поведению может быть множество, но одна из них, бессознательная ненависть и месть к противоположному полу.


Продолжение следует. Продолжаем анализировать страсти.

 

 

Новости
29.03.2017 Об отношениях и их особенностях. С психоаналитиком о важном.подробнее
12.03.2017 О суицидальных представлениях подростковподробнее
06.03.2017 О депрессии и печали с психоаналитиком.подробнее
26.02.2017 С психоаналитиком о зависимостях и аддиктивном поведенииподробнее
15.02.2017 О травме психики с точки зрения психоанализа.подробнее
17.03.2016 СОН И СНОВИДЕНИЯ. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕподробнее
27.10.2015 Сложности подросткового возрастаподробнее
24.12.2014 Наши отношения с другими людьми. Как мы строим свои отношения и почему именно так.подробнее
18.11.2014 "Мы хотим усыновить ребенка". Консультации психоаналитика.подробнее
03.11.2013 Заключение. Фриц Риман. Основные формы страха.подробнее
29.10.2013 Дополнительные соображения о истерических личностях. Фриц Риман. Основные формы страха.подробнее
25.10.2013 Примеры истерических переживаний.Фриц Риман. Основные формы страха.подробнее
23.10.2013 Биографические основы истерического субъекта. Фриц Риман. Основные формы страха.подробнее
22.10.2013 Истерическая личность и агрессиь. Фриц Риман. Основные формы страха.подробнее
21.10.2013 Истерическая личность и любовь. Фриц Риман. Основные формы страха.подробнее
20.10.2013 Истерические личности. Фриц Риман. Основные формы страха.подробнее
17.10.2013 Дополнительные соображения о личностях с навязчивостями. Фриц Риман. Основные формы страха.подробнее
16.10.2013 Примеры навязчивых переживаний.Фриц Риман. Основные формы страха.подробнее
15.10.2013 Биографические основы субъекта с навязчивостями. Фриц Риман. Основные формы страха.подробнее
14.10.2013 Личности с навязчивостями и агрессия. Фриц Риман. Основные формы страха.подробнее
13.10.2013 Личности с навязчивостями и любовь. Фриц Риман. Основные формы страха.подробнее
12.10.2013 Личности с навязчивостями. Фриц Риман. Основные формы страха.подробнее
09.10.2013 Дополнительные соображения о депрессивных личностях. Фриц Риман. Основные формы страха.подробнее
04.10.2013 Примеры депрессивных переживаний.Фриц Риман. Основные формы страха.подробнее
03.10.2013 Биографические основы депрессивного субъекта. Фриц Риман. Основные формы страха.подробнее
02.10.2013 Депрессивная личность и агрессия. Фриц Риман. Основные формы страха.подробнее
01.10.2013 Депрессивная личность и любовь.Фриц Риман. Основные формы страха.подробнее
30.09.2013 Депрессивные личности. Фриц Риман. Основные формы страха.подробнее
29.09.2013 Дополнительные соображения. Фриц Риман. Основные формы страха.подробнее
28.09.2013 Примеры шизоидных переживаний. Фриц Риман. Основные формы страха.подробнее
26.09.2013 Биографические основы шизоидной личности. Фриц Риман. Основные формы страха.подробнее
24.09.2013 Шизоидная личность и агрессия. Фриц Риман. Основные Формы страха.подробнее
23.09.2013 Шизоидная личность и любовь. Фриц Риман. Основные формы страха.подробнее
22.09.2013 Шизоидные личности. Фриц Риман. Основные Формы страха.подробнее
21.09.2013 О существе страха и о противоречиях жизни. Фриц Риман. Основные формы страха.Часть 1.(продолжение)подробнее
13.09.2013 О существе страха и о противоречиях жизни. Фриц Риман. Основные формы страха.Часть 1.подробнее
31.05.2013 Искусство любить. Фромм Эрих. Вместо заключения.подробнее
29.05.2013 Искусство любить. Фромм Эрих. Глава 5. Практика любви.подробнее
21.05.2013 Искусство любить. Фромм Эрих. Глава 4. Любовь и ее распад в современном западном обществе.подробнее
19.05.2013 Искусство любить. Фромм Эрих. Глава 3. Объекты любви.(Продолжение).подробнее
17.05.2013 Искусство любить. Фромм Эрих. Глава 3. Объекты любви.подробнее
29.04.2013 Искусство любить. Фромм Эрих. Глава 2. Любовь между родителями и детьми.подробнее
27.04.2013 Искусство любить. Фромм Эрих. Часть 1. Является ли любовь искусством? Теория любви.(продолжение)подробнее
21.04.2013 Искусство любить. Фромм Эрих. Часть 1. Является ли любовь искусством? Теория любви.подробнее
Все новости
  ГлавнаяО психоанализеУслугиКонтакты

© 2010, ООО «Психоаналитик, психолог
Носова Любовь Иосифовна
».
Все права защищены.