Интерпретации психоаналитиков различных парадигм на тему "ПСИХОАНАЛИЗ"
"Свобода принесла человеку независимость и рациональность его существования, но в то же время изолировала его, пробудила в нем чувство бессилия и тревоги. Эта изоляция непереносима, и человек оказывается перед выбором: либо избавиться от свободы с помощью новой зависимости, нового подчинения, либо дорасти до полной реализации позитивной свободы, основанной на неповторимости и индивидуальности каждого» (Э. Фромм).
«Если гуманистическая этика основывается на познании природы человека, то современная психология, особенно психоанализ, должны быть одним из мощнейших стимулов развития гуманистической этики. Но, хотя психоанализ во многом расширил наши знания о человеке, он, тем не менее, ничего не прибавил к нашим знаниям о том, как должен жить человек и что он должен делать» (Э. Фромм).
«Бессознательное перестает быть прибежищем индивидуальных особенностей, хранилищем личной истории, которая делает каждого из нас существом уникальным. Термин "бессознательное" обозначает символическую функцию, отличную у человека, но у всех людей проявляющуюся согласно одним и тем же законам и, в сущности, сводящуюся к совокупности этих законов» (Леви-Строс К.).
«Можно сказать, что подсознание — индивидуальный словарь, в котором каждый из нас записывает лексику истории своей индивидуальности, и что бессознательное, организуя этот словарь по своим законам, придает ему значение и делает его языком, понятным нам самим и другим людям (причем лишь в той мере, в какой он организован по закону бессознательного)» (Леви-Строс К.).
«Задача психоанализа состоит в том, чтобы воцарилась в субъекте толика реальности, которую это желание поддерживает в нем по отношению к символическим конфликтам и воображаемым фиксациям как средство их согласования; наш путь — это тот интерсубъективный опыт, в котором желание достигает признания.
Теперь становится ясно, что вся проблема состоит в отношениях речи и языка внутри субъекта» (Лакан Ж.).
«Итак, мы у подножия стены — стены языка. Мы находимся на своем месте, т.е. по ту же сторону стены, что и пациент; и именно у этой стены, которая что для нас, что для него одна и та же, мы и попробуем отозваться на эхо его речи» (Лакан Ж.).
«...человек может быть понят не в терминах какой-либо теории, независимо от того, является ли она механистической, биологической или психологической, но только в терминах чисто феноменологического разъяснения тотального сочленения человеческого существования как бытия-в-мире» (Бинсвангер Л.).
«Без сомнения, в истории науки Фрейд останется одним из самых влиятельных мыслителей нашего века. Его учение — это водораздел в истории наших попыток познать самих себя. Правда, с его появлением люди лишились такой милой привилегии, как быть лицемерными и неискренними с самими собой, чем отчасти объясняются злобные нападки на Фрейда» (Мэй Р.).
«Как ни горько в этом признаться, но в нас таится и нами владеет гораздо большее количество мощных иррациональных импульсов, чем хотелось бы нашему чувству самоуважения» (Мэй Р.).
«Неврозы — общее понятие для обострившихся личностных проблем — не наследуются, а возникают от нашего неумения пользоваться тем, что мы получили в наследство» (Мэй Р.).
«Невротик не желает признавать тот факт, что никто не может чувствовать себя уверенно; беспокойство входит в ту цену, которую мы платим за право жить и быть самостоятельными личностями» (Мэй Р.).
«Каждый индивидуум не похож на остальных, он уникален, и от того, приемлет ли он эту уникальность, зависит его душевное здоровье» (Мэй Р.).
© 2010, ООО «Психоаналитик, психолог
Носова Любовь Иосифовна ».
Все права защищены.