Новости |
добавлена 29 августа 2020 |
СПОТЫКАЯСЬ О … ПЕРЕНОС Доклад прочитанный на "Летней психоаналитической школе" 2020 года. ПРЕДИСЛОВИЕ
Пользуясь случаем хочу выразить слова благодарности всем участникам супервизионной группы, с которыми мы работали в рамках проекта начала практики.
Именование доклада : «СПОТЫКАЯСЬ О …ПЕРЕНОС» в самом своем названии подразумевает говорить о переносе из двух ракурсов: с точки зрения переноса как ценности в клинической практике и с точки зрения переноса как препятствия в клинической практике.
Формат летней школы, изначально был нацелен на создание площадки для начинающих психоаналитиков, поэтому мои ожидания, что представленные в данном докладе размышления о переносе найдут отклик у слушателей.
Казалось бы, что еще можно сказать о переносе? В поле психоанализа всегда лежит перенос. Перенос вездесущий и универсальный фактор существующий для всех видов отношений. Именно перенос организует и двигает психоаналитический процесс. Значимость переноса очевидна для психоаналитика, поэтому рассмотрим вопрос трудностей, связанных с переносом. Обратимся к тексту Фрейда из «Заметок о любви-переносе»: «Каждый, кто занимается психоанализом в начале, наверное, опасается трудностей, которые уготовят ему толкование мыслей больного, и задача репродукции вытесненного, но вскоре он будет расценивать эти трудности как незначительные, но взамен обретёт убеждение, что единственные, по настоящему, серьёзные трудности встречаются при обращении с переносом». Очевидно, эти слова сказанные Фрейдом в 1914 году обращены практикующим психоаналитикам.
Как известно взгляды Фрейда на перенос трансформировались и развивались на протяжении всего его творчества. В начале пути Фрейд считал перенос помехой в клинической работе, далее Фрейд вводит понятие "невроза переноса". Именно концептуализация понятия «невроз переноса» и его применение в клинике психоанализа позволило Фрейду изменить отношение к концепту переноса. Сегодня мы по праву считаем перенос важнейшим достижением в теории и практике психоанализа.
Слова Фрейда, что «…по настоящему серьезные трудности встречаются при обращении с переносом» наводят нас на размышления: какие же препятствия на пути переноса могут возникнуть в то время, когда главная задача клиники психоанализа состоит в том, чтобы сделать анализ переноса возможным?
Перенос – это процесс посредством которого бессознательные желания переносятся на те или иные объекты в рамках определенных отношений. Перенос на аналитика происходит благодаря подобному "неправильному связыванию".
О переносе в психоанализе сказано безусловно много, еще в работе «О динамике переноса» Фрейд называет эту тему «неисчерпаемой», и все же предпримем еще одну попытку вернуться к понятию переноса, в его связи с другими понятиями:
ПЕРЕНОС С ПОЗИЦИИ ЛЮБВИ
Психоанализ делает нашу жизнь более объемной расширяя наши горизонты понимания о себе о мире.
Так как существует временная протяженность психического так существует временная протяженность проживания переносных отношений. Психоанализ - это процесс, перенос это процесс. То, что мы называем в психоанализе нейтральностью, это и есть позиция аналитика в обращении с переносом.
Фрейд пытается определить и выразить в своих работах логику любовных отношений в статьях «О нарциссизме, «К вопросу о психологии любовной жизни» и других, он задается вопросами способа субъекта формировать свой мотив любовной жизни. Фрейду удается нам представить существование определенных сценариев и прийти к выводу, что: «влюбленность, скажет Фрейд, состоит из новых изданий старых черт и повторяет инфантильные реакции, но это существенная особенность всякой влюбленности, не бывает влюбленности, которая не повторяла бы инфантильного образца».
Перенос, как и любовь имеет свойство повторений. Перенос прежнего на актуальное, новое издание, уже изданного ранее, перенос, соответственно, переиздание.
Таким образом можем сделать промежуточное заключение: множество попыток говорить о любви, как и множество способов выражать любовь – это настойчивая потребность символизировать единственно свой собственный способ любить при всем многообразии жизни. Приходит осознание, что способов любви ровно столько, сколько в этом многообразии жизни субъектов.
ПЕРЕНОС С ПОЗИЦИИ СУБЪЕКТИВАЦИИ
Логика любви, логика повторений, логика переноса лежит в поле субъективации. Субъект в психоаналитической перспективе не может быть отделен иначе, кроме как в его (субъекта) отношении со значимым Другим, и в тоже время субъект, включает то, что исключено из поля Другого. Субъект – это всегда субъект отношений. Как он обретает себя в качестве желающего разворачивается только в отношении с Другим. Субъективация происходит благодаря встрече с другим желанием, нужен Другой, чтобы познать себя и своё желание.
Чтобы субъект анализа (в рамках психоаналитической ситуации) включился в логику любовных отношений (в логику переносных отношений) он должен заговорить, начать высказываться. Именно в поле психоаналитического пространства субъект выговаривается, а его речь обращена другому, коим и является психоаналитик. Субъект должен исчезнуть в собственных высказываниях.
Любовь, как действующая сила, скажет Ален Бадью, всегда видит в другом (в данном случае психоаналитике) нечто большее его простого объективного существования. Именно тот факт, что в аналитике видят нечто большее его простого объективного существования и приводит в замешательство начинающего практику психоаналитика. Впрочем, замешательство, связанное с переносом, может возникнуть как у аналитика, так и у анализируемого.
Бессознательное субъекта – в основе своей бессознательное Другого. Чтобы войти в субъективность нужно принять этого Другого. Субъект, будучи субъектом бессознательного зависит также и от требования Другого.
Возвращаемся к месту аналитика: Аналитик не имеет никакого требования, это главное условие разворачивания на него проекций требований анализанта, которые проецируются в аналитическом пространстве. Как результат существует только субъективное требование на полное самоопределение.
Практика психоанализа позволяет увидеть, скорее услышать свое желание: "Что я хочу"?, "Кто я есть"?. Мы знаем лишь то, что воспринимаем и познаем на собственном опыте.
ПЕРЕНОС С ПОЗИЦИИ ЖЕЛАНИЯ
То, с чем работает Фрейд в своей клинике - это желание в его бессознательной части. Фрейд связывает бессознательное с вопросом желания. В логике Фрейда желание субъекта, в логике Лакана субъект желания.
Мы еще раз укрепляемся в мысли о том, что путь к толкованию бессознательного желания субъекта лежит через и посредством переноса, и если перенос становиться препятствием в работе, преграждающим этот путь как со стороны аналитика, так и со стороны анализанта, мы задаемся вопросами сопротивления.
Фантазм – это сам способ посредством которого субъект желает. Желание циркулирует вокруг нехватки, которая связана с запретом. Фантазм не может и не должен быть реализован, и тогда появляется запрос, обращение к другому с желанием.
Возвращаемся к месту аналитика в клиническом пространстве, возвращаемся к позиции аналитика. Как я уже обозначила выше позицию аналитика определяет обхождение с переносом.
Можем сделать промежуточный вывод: Завет Фрейда к психоаналитику гласит: «Где было ОНО должно стать Я». Психоаналитическое пространство позволяет встрече произойти: встрече с влечением, встрече с объектом влечения. Что дает возможность от унификации влечений прийти к субъективации. Обнаружить то, что нас толкает на поиск своего желания.
Летняя школа сегодня несет название: «Психоанализ – искусство толкования бессознательного» продолжая эту мысль можем сказать – искусство схватывания в слове переживания, искусство схватывания в слове нехватки. Искусство психоаналитика – не быть тем, в какое место нас ставит анализант, это значит держать в поле зрения перенос.
Желать возможно только имея нехватку, а перенос, в свою очередь, и есть возможность желать в направлении другого. Нехватка формирует и организует желание, а следовательно, удовольствие. Нехватка, по сути, то, что я буду искать у другого. Секрет удачной любви: я люблю кого-то потому, что он имеет что-то в чем у меня есть нехватка. Если аналитик тоже имеет нехватку, анализ возможен и как только нехватки не хватает повышается тревога, а значит появляется сопротивление анализу.
Желание связано с субъективацией, и вся субъектность выстраивается вокруг желания матери. Работа анализа обнажает логику именно этого желания. Обнажается истина фантазма, обнаруживается логика признания.
Что это значит? Быть признанным в психоаналитической перспективе. Откуда черпает свои силы желание быть признанным?
Перенос сугубо клинический феномен. Таким образом мы подошли очень близко к переносу с позиции структуры. Структура субъекта связана с его способностью к развитию переноса.
ПЕРЕНОС С ПОЗИЦИИ СТРУКТУРЫ
«Когда страдания сменяются размышлениями, они перестают с прежней силой терзать нам сердце». (Марсель Пруст) Итак мы уже обозначили, что движущей силой разворачивания перенесения в клинике является вопрос признания соответственно наш интерес выстраивается вокруг особенностей разворачивания переноса и его динамики. Возвращаемся к вопросу трудностей. Вопрос артикулируется так: каким образом выстроилось невротическое решение переносных отношений, каким образом выстроилось перверсивное решение переносных отношений, и каким образом выстроилось психотическое решение переносных отношений. Три структуры как три формы субъективации, как три формы принятия закона. Структура переноса, как и структура психики субъекта в общем остается неизменной, постоянной трансформации поддается лишь форма (наполнение), то, что мы называем видами переноса (позитивный, негативный, материнский, отцовский и т.д.) перенос имеет множественность.
НЕВРОЗ НАВЯЗЧИВОСТИ (НАВЯЗЧИВЫЙ СУБЪЕКТ)
Типичный пример невроза – это Эдип. Особенности разворачивания и динамики переноса у невротика навязчивости можем обозначить следующим образом: запрос к аналитику звучит как навязчивое сомнение; необходимость повторений навязчивого субъекта и желания противоречить. Навязчивый субъект не желает встретиться со своим желанием.
Основной вопрос навязчивого субъекта – «жив я или мертв?». Относительно желания можем обозначить, что для такого субъекта не выносимо приблизится к своему желанию. Другой для него тот, кто наслаждается и это надо прекратить.
Таким образом можем предположить, что логика навязчивого субъекта, это логика отстранения и изоляции, логика смещения аффекта, логика отмены ранее сделанного. Продвижение пришедшего в анализ навязчивого субьекта возможно, по большей части, через мыслительный процесс, через интеллектуализацию, через рационализацию, через изоляцию аффектов.
Невротическое решение принятия закона обсессивного субъекта: «Я закон знаю и я же его вытесняю». Особенность вытеснения состоит в том, что происходит разрыв между словесным и предметным представлением. Вытесненный материал возвращается либо в симптоме (навязчивые идеи, ритуальные действия) либо в неврозе. В динамике переноса важно помнить, что существует желание противоречить.
ИСТЕРИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ
Особенности разворачивания и динамики переноса истерического субъекта. Запрос к психоаналитику звучит как истерическая жалоба. Основной вопрос истерика, который является движимым в анализе: «кто я мужчина или женщина»?,«какой мне быть, чтобы меня любили»?, "кем мне быть для тебя"? Истерик озадачен вечным поиском удовлетворяющих отношений. Истерический субъект разворачивает маскарад, в котором преобладает само желание быть желанным для другого. Угадывать желание другого это важная часть истерической стратегии. Способность к идентификациям как с мужчинами, так и с женщинами продуцирует множественность переносов иногда большой интенсивности. Истерический субъект хочет проживать, а не символизировать, чувствовать, а не осознавать.
В своей клинической практике ("Фрагмент анализа одного случая истерии. Случай Доры") Фрейд считает, что аналитик занимает отцовскую и даже господскую позицию. Какого же было его удивление, что Дора "увольняет" Фрейда как гувернантку в переносных отношениях. Фрейд спотыкаясь о перенос в работе с Дорой пересматривает свою позицию относительно обращения с переносом. Вопрос Доры – понять мужское желание, направленное на женщину. Она занимает позицию желания отца. Перенос в случае Доры был особенным, уникальным отражающим только её желание. Унификация не возможна.
ПЕРВЕРСИВНЫЙ СУБЪЕКТ
Особенности разворачивания и динамики переноса перверсивного субъекта: запрос звучит как перверсивный призыв. Перверсия по существу – страсть. Способность перверта к любви скомпрометирована страстью. Перверсивный субъект реализует свое желание. По сути своей запрос в психоаналитической перспективе может слышаться как призыв к наслаждению. В аналитике он ищет слабое место, ищет бессилие.
Объект для перверсивного субъекта как фетиш куда устремляется влечение. Фетишу отдаётся центральная роль. В анализе он хочет получить интерпретацию, которая его устроит. Перверсивный субъект хочет сам анализ превратить в фетишь, его потребность повернуть все к наслаждению. Перверсивный субъект разворачивает в переносе не любовь, а страсть, а страсть всегда тиранична.
Перверсии, по существу, отрицание и признание закона одновременно. Отрицание отцовского закона. «Я этот закон отклоняю, хотя я о нем знаю». «Нет, но да». «Нельзя, но можно». «Признаю, но не принимаю». «Я знаю, что это правда, но я в это не верю». Перверт таким образом вынужден воссоздавать свой собственный закон для того, чтобы восполнять недостаток символического закона. |
© 2010, ООО «Психоаналитик, психолог
Носова Любовь Иосифовна ».
Все права защищены.