Новости

добавлена 29 августа 2020

                             СПОТЫКАЯСЬ О … ПЕРЕНОС

Доклад   прочитанный на "Летней психоаналитической школе" 2020 года.                                     

                                           ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Пользуясь случаем хочу выразить слова благодарности всем участникам супервизионной группы, с которыми мы работали в рамках проекта начала практики. Именно благодаря этому сотрудничеству, и тем запросам, которые звучали в докладах клинических случаев и возникла идея темы представленного далее доклада. Мне видится актуальным еще раз говорить сегодня о переносе.

 

 Именование доклада : «СПОТЫКАЯСЬ О …ПЕРЕНОС» в самом своем названии подразумевает говорить о переносе из двух ракурсов: с точки зрения переноса как ценности в клинической практике и с точки зрения переноса как препятствия в клинической практике.

 

Формат летней школы, изначально был нацелен на создание площадки для начинающих психоаналитиков, поэтому мои ожидания, что представленные в данном докладе размышления о переносе найдут отклик у слушателей.

 

Казалось бы, что еще можно сказать о переносе? В поле психоанализа всегда лежит перенос. Перенос вездесущий и универсальный фактор существующий для всех видов отношений. Именно перенос организует и двигает психоаналитический процесс. Значимость переноса очевидна для психоаналитика, поэтому рассмотрим вопрос трудностей, связанных с переносом. Обратимся к тексту Фрейда из «Заметок о любви-переносе»: «Каждый, кто занимается психоанализом в начале, наверное, опасается трудностей, которые уготовят ему толкование мыслей больного, и задача репродукции вытесненного, но вскоре он будет расценивать эти трудности как незначительные, но взамен обретёт убеждение, что единственные, по настоящему, серьёзные трудности встречаются при обращении с переносом». Очевидно, эти слова  сказанные Фрейдом в 1914 году обращены практикующим психоаналитикам.

 

Как известно взгляды Фрейда на перенос трансформировались и развивались на протяжении всего его творчества. В начале пути Фрейд считал перенос помехой в клинической работе, далее Фрейд вводит понятие "невроза переноса". Именно концептуализация понятия «невроз переноса» и его применение в клинике психоанализа позволило Фрейду изменить отношение к концепту переноса. Сегодня мы по праву считаем перенос важнейшим достижением в теории и практике психоанализа.

 

Слова Фрейда, что «…по настоящему серьезные трудности встречаются при обращении с переносом» наводят нас на размышления: какие же препятствия на пути переноса могут возникнуть в то время, когда главная задача клиники психоанализа состоит в том, чтобы сделать анализ переноса возможным? Психоанализ, в первую очередь, это практика, практика задает вопросы и теория, в опорах на тексты, позволяет нам искать на них ответы.

 

Перенос – это процесс посредством которого бессознательные желания переносятся на те или иные объекты в рамках определенных отношений. Перенос на аналитика происходит благодаря подобному "неправильному связыванию".

 

О переносе в психоанализе сказано безусловно много, еще в работе «О динамике переноса» Фрейд называет эту тему  «неисчерпаемой», и все же предпримем еще одну попытку вернуться к понятию переноса, в его связи с другими понятиями: помыслим перенос с позиции любви; с позиции субъектности; с позиции желания и с позиции структуры.

 

                            ПЕРЕНОС С ПОЗИЦИИ ЛЮБВИ

 

Психоанализ делает нашу жизнь более объемной расширяя наши горизонты понимания о себе о мире.  Психоанализ – это еще один взгляд на вопрос любви, на вопрос отношений, по сути это еще одна попытка концептуализировать любовь. Если предположить, что структура любовных отношений и структура переноса у субъекта анализа эквивалентны в психоаналитической перспективе, то «обращение» с переносом может значить, что позиция аналитика ничего общего не имеет с сопутствующими перенос страстями: влюбленности, ненависти, неведения. Позиция аналитика отлична своей нейтральностью.

 

Так как существует временная протяженность психического так существует временная протяженность проживания переносных отношений. Психоанализ - это процесс, перенос это процесс. То, что мы называем в психоанализе нейтральностью, это и есть позиция аналитика в обращении с переносом.

 

Фрейд пытается определить и выразить в своих работах логику любовных отношений в  статьях «О нарциссизме, «К вопросу о психологии любовной жизни» и других, он задается вопросами способа субъекта формировать свой мотив любовной жизни. Фрейду удается нам представить существование определенных сценариев и прийти к выводу, что: «влюбленность, скажет Фрейд, состоит из новых изданий старых черт и повторяет инфантильные реакции, но это существенная особенность всякой влюбленности, не бывает влюбленности, которая не повторяла бы инфантильного образца».

 

Перенос, как и любовь имеет свойство повторений. Перенос прежнего на актуальное, новое издание, уже изданного ранее, перенос, соответственно, переиздание. То, что нельзя назвать словами, это то, что не существует пока не будет символизировано. Именно при переиздании и происходит процесс символизации. Историю анализируемого возможно переписать, переозначить и переиздать. 

 

Таким образом можем сделать промежуточное заключение: множество попыток говорить о любви, как и множество способов выражать любовь – это настойчивая потребность символизировать единственно свой собственный способ любить при всем многообразии жизни. Приходит осознание, что способов любви ровно столько, сколько в этом многообразии жизни субъектов.

 

              ПЕРЕНОС С ПОЗИЦИИ СУБЪЕКТИВАЦИИ

 

Логика любви, логика повторений, логика переноса лежит в поле субъективации. Субъект в психоаналитической перспективе не может быть отделен иначе, кроме как в его (субъекта) отношении со значимым Другим, и в тоже время субъект, включает то, что исключено из поля Другого. Субъект – это всегда субъект отношений. Как он обретает себя в качестве желающего разворачивается только в отношении с Другим. Субъективация происходит благодаря встрече с другим желанием, нужен Другой, чтобы познать себя  и своё желание.

 

Чтобы субъект анализа (в рамках психоаналитической ситуации) включился в логику любовных отношений (в логику переносных отношений) он должен заговорить, начать высказываться. Именно в поле психоаналитического пространства субъект выговаривается, а его речь обращена другому, коим и является психоаналитик. Субъект должен исчезнуть в собственных высказываниях.

 

Любовь, как действующая сила, скажет Ален Бадью, всегда видит в другом (в данном случае психоаналитике) нечто большее его простого объективного существования. Именно тот факт, что в аналитике видят нечто большее его простого объективного существования и приводит в замешательство начинающего практику психоаналитика. Впрочем, замешательство, связанное с переносом, может возникнуть как у аналитика, так и у анализируемого. Таким образом допустим тот факт, что перенос в поле психоанализа, по сути своей, есть путь субъективации, где субъект  находится в процессе становления. Унификация не возможна, как я уже упоминала выше, сколько субъектов ровно столько способов любить. Кто -то из классиков сказал: Во вселенной столько центров, сколько в ней живых существ. Человеческая история всегда больше, чем история всего человечества. Унификация не возможна по той причине, что желание субъекта сопротивляется.

 

Бессознательное субъекта – в основе своей бессознательное Другого. Чтобы войти в субъективность нужно принять этого Другого. Субъект, будучи субъектом бессознательного зависит также и от требования Другого. 

 

Возвращаемся к месту аналитика: Аналитик не имеет никакого требования, это главное условие разворачивания на него проекций требований анализанта, которые проецируются в аналитическом пространстве. Как результат  существует только субъективное требование на полное самоопределение. Говорят, что смысл – это внезапно возникший порядок. Осознание иллюзии и есть шаг к реальности. Конец анализа примечателен тем, что – индивид может сам справляться со своим субъектом.

 

Практика психоанализа позволяет увидеть, скорее услышать  свое желание:  "Что я хочу"?, "Кто я есть"?. Мы знаем лишь то, что воспринимаем и познаем на собственном опыте. Так как анализ движим в том числе и желанием аналитика, аналитик принужден сталкиваться со своим собственным желанием. Желание аналитика не отчуждено от самого процесса анализа. Анализ происходит в том числе и потому, что аналитик этого хочет. Рассмотрим перенос с позиции желания.

 

ПЕРЕНОС С ПОЗИЦИИ ЖЕЛАНИЯ

 

То, с чем работает Фрейд в своей клинике - это желание в его бессознательной части. Фрейд связывает бессознательное с вопросом желания. В логике Фрейда желание субъекта, в логике Лакана субъект желания. Любить означает уметь желать. Быть любимым в той форме, которая доступна субъекту в его связи со своей историей. 

 

Мы еще раз укрепляемся в мысли о том, что путь к толкованию бессознательного желания субъекта лежит через и посредством переноса, и если перенос становиться препятствием в работе, преграждающим этот путь как со стороны аналитика, так и со стороны анализанта, мы задаемся вопросами сопротивления. Технически мы можем столкнуться как с сопротивлением в переносе, так и с сопротивлением самому переносу. В работах «по технике психоанализа» Фрейд говорит нам о бессмысленности толкования при высоком уровне сопротивления, необходимо снизить уровень сопротивления, чтобы сделать интерпретации возможными, а также сделать возможным анализ переноса. Толкование начинается, когда субъект в этом учавствует.

 

Фантазм – это сам способ посредством которого субъект желает. Желание циркулирует вокруг нехватки, которая связана с запретом. Фантазм не может и не должен быть реализован, и тогда появляется запрос,  обращение к другому с желанием. 

 

Возвращаемся к месту аналитика в клиническом пространстве, возвращаемся к позиции аналитика. Как я уже обозначила выше позицию аналитика определяет обхождение с переносом. Этический способ обхождения с переносом – это отказ от позиции быть любимым. Только отказ психоаналитика от позиции быть любимым , хорошим, плохим и еще каким-то, дает другому, в данном случае субъекту анализа, последовать за своим собственным желанием. Появляется возможность последовать за вопросом чего же я на самом деле желаю. Открывается сам поиск того места, из которого я буду желать, а по сути, поиск утраченного объекта на пути любви. Любое другое желание, кроме желания анализировать преградит путь поиска собственного желания у субъекта анализа.  Переносные отношения, это среда, в которой появляется фантазм субъекта. Фантазм (в свою очередь) обнажает истину субъекта, обнажает его изобретение выстраивания сценария любовной жизни. Встретить свой момент истины возможно только в отношениях переноса. 

 

Можем сделать промежуточный вывод: Завет Фрейда к психоаналитику гласит: «Где было ОНО должно стать Я». Психоаналитическое пространство позволяет встрече произойти: встрече с влечением, встрече с объектом влечения. Что дает возможность от унификации влечений прийти к субъективации. Обнаружить то, что нас толкает на поиск своего желания.  Для человека, пришедшего в анализ, возможность появляется при встрече с психоаналитиком прошедшим свой личный путь поиска желания. И если мы, по определенным причинам, смущаемся сталкиваясь с переносом, это прямая отсылка вновь и вновь обратиться к вопросу своего собственного  желания, к вопросу собственной нехватки и к вопросу собственной кастрации. И только когда желание интерпретировать, в сухом остатке, остается единственным желанием аналитика, работа анализа продолжается.

 

Летняя школа сегодня несет название: «Психоанализ – искусство толкования бессознательного» продолжая эту мысль можем сказать – искусство схватывания в слове переживания, искусство схватывания в слове нехватки. Искусство психоаналитика – не быть тем, в какое место нас ставит анализант, это значит держать в поле зрения перенос.

 

Желать возможно только имея нехватку, а перенос, в свою очередь, и есть возможность желать в направлении другого. Нехватка формирует и организует желание, а следовательно, удовольствие. Нехватка, по сути, то, что я буду искать у другого. Секрет удачной любви: я люблю кого-то потому, что он имеет что-то в чем у меня есть нехватка. Если аналитик тоже имеет нехватку, анализ возможен и как только нехватки не хватает повышается тревога, а значит появляется сопротивление анализу.

 

Желание связано с субъективацией, и вся субъектность выстраивается вокруг желания матери. Работа анализа обнажает логику именно этого желания. Обнажается истина фантазма, обнаруживается логика признания. 

 

Что это значит? Быть признанным в психоаналитической перспективе. Откуда черпает свои силы желание быть признанным? В психоаналитической перспективе быть признанным, по сути своей, и есть занять место материнского желания. Быть признанным это позволить иметь собственную нехватку, быть признанным в своей уникальности, быть признанным в своем страдании, быть признанным в своем желании желать. 

 

Перенос сугубо клинический феномен. Таким образом мы подошли очень близко к переносу с позиции структуры. Структура субъекта связана с его способностью к развитию переноса.

 

ПЕРЕНОС С ПОЗИЦИИ СТРУКТУРЫ

 

«Когда страдания сменяются размышлениями, они перестают с прежней силой терзать нам сердце». (Марсель Пруст) 

Итак мы уже обозначили, что движущей силой разворачивания перенесения в клинике является вопрос признания соответственно наш интерес выстраивается вокруг особенностей разворачивания переноса и его динамики. 

Возвращаемся к вопросу трудностей.

Вопрос артикулируется так: каким образом выстроилось невротическое решение переносных отношений, каким образом выстроилось перверсивное решение переносных отношений, и каким образом выстроилось психотическое решение переносных отношений. Три структуры как три формы субъективации, как три формы принятия закона. 

 Структура переноса, как и структура психики субъекта в общем остается неизменной, постоянной трансформации поддается лишь форма (наполнение), то, что мы называем видами переноса (позитивный, негативный, материнский, отцовский и т.д.) перенос имеет множественность.

 

   НЕВРОЗ НАВЯЗЧИВОСТИ (НАВЯЗЧИВЫЙ СУБЪЕКТ)

 

Типичный пример невроза – это Эдип. Особенности разворачивания и динамики переноса у невротика навязчивости можем обозначить следующим образом: запрос к аналитику звучит как навязчивое сомнение; необходимость повторений навязчивого субъекта и желания противоречить. Навязчивый субъект не желает встретиться со своим желанием.

 

Основной вопрос навязчивого субъекта – «жив я или мертв?». Относительно желания можем обозначить, что для такого субъекта не выносимо приблизится к своему желанию. Другой для него тот, кто наслаждается и это надо прекратить.

 

 Таким образом можем предположить, что логика навязчивого субъекта, это логика отстранения и изоляции, логика смещения аффекта, логика отмены ранее сделанного. Продвижение пришедшего в анализ навязчивого субьекта возможно, по большей части, через мыслительный процесс, через интеллектуализацию, через рационализацию, через изоляцию аффектов. 

 

Невротическое решение принятия закона обсессивного субъекта: «Я закон знаю и я же его вытесняю». Особенность вытеснения состоит в том, что происходит разрыв между словесным и предметным представлением. Вытесненный материал возвращается либо в симптоме (навязчивые идеи, ритуальные действия) либо в неврозе. В динамике переноса важно помнить, что существует желание противоречить.

 

ИСТЕРИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ

 

Особенности разворачивания и динамики переноса истерического субъекта. 

Запрос к психоаналитику звучит как истерическая жалоба. Основной вопрос истерика, который является движимым в анализе: «кто я мужчина или женщина»?,«какой мне быть, чтобы меня любили»?, "кем мне быть для тебя"? Истерик озадачен вечным поиском удовлетворяющих отношений. Истерический субъект разворачивает маскарад, в котором преобладает само желание быть желанным для другого. Угадывать желание другого это важная часть истерической стратегии.

 

Способность к идентификациям как с мужчинами, так и с женщинами продуцирует множественность переносов иногда большой интенсивности. Истерический субъект хочет проживать, а не символизировать, чувствовать, а не осознавать. Логика переноса истерического субъекта сохранить жалобу, сексуализировать отношения, отыгрывать аффекты. Кто - то другой знает ответ, кто-то другой может помочь. 

 

В своей клинической практике ("Фрагмент анализа одного случая истерии. Случай Доры") Фрейд считает, что аналитик занимает отцовскую и даже господскую позицию. Какого же было его удивление, что Дора "увольняет" Фрейда как гувернантку в переносных отношениях. Фрейд спотыкаясь о перенос в работе с Дорой пересматривает свою позицию относительно обращения с переносом. Вопрос Доры – понять мужское желание, направленное на женщину. Она занимает позицию желания отца. Перенос в случае Доры был особенным, уникальным отражающим только её желание. Унификация не возможна.

 

                                 ПЕРВЕРСИВНЫЙ СУБЪЕКТ

 

Особенности разворачивания и динамики переноса перверсивного субъекта: запрос звучит как перверсивный призыв. Перверсия по существу – страсть. Способность перверта к любви скомпрометирована страстью. Перверсивный субъект реализует свое желание. По сути своей запрос в психоаналитической перспективе может слышаться как призыв к наслаждению. В аналитике он ищет слабое место, ищет бессилие.

 

Объект для перверсивного субъекта как фетиш куда устремляется влечение. Фетишу отдаётся центральная роль. В анализе он хочет получить интерпретацию, которая его устроит. Перверсивный субъект хочет сам анализ  превратить  в фетишь, его потребность повернуть все к наслаждению. Перверсивный субъект разворачивает в переносе не любовь, а страсть, а страсть всегда тиранична.

 

Перверсии, по существу, отрицание и признание закона одновременно. Отрицание отцовского закона. «Я этот закон отклоняю, хотя я о нем знаю». «Нет, но да». «Нельзя, но можно». «Признаю, но не принимаю». «Я знаю, что это правда, но я в это не верю». Перверт таким образом вынужден воссоздавать свой собственный закон для того, чтобы восполнять недостаток символического закона. 

Новости
29.08.2020 Спотыкаясь о переносподробнее
31.03.2020 Консультации онлайн вынужденная форма работы психоаналитикаподробнее
23.06.2018 Об отношениях и их особенностях. часть 2подробнее
29.03.2017 Об отношениях и их особенностях. С психоаналитиком о важном.подробнее
12.03.2017 О суицидальных представлениях подростковподробнее
06.03.2017 О депрессии и печали с психоаналитиком.подробнее
26.02.2017 С психоаналитиком о зависимостях и аддиктивном поведенииподробнее
17.03.2016 СОН И СНОВИДЕНИЯ. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕподробнее
27.10.2015 Сложности подросткового возрастаподробнее
24.12.2014 Наши отношения с другими людьми. Как мы строим свои отношения и почему именно так.подробнее
13.12.2014 Мне приснился сон.... Хочу понять свое сновидение?подробнее
Все новости
  ГлавнаяО психоанализеУслугиКонтакты

© 2010, ООО «Психоаналитик, психолог
Носова Любовь Иосифовна
».
Все права защищены.