Феномен сновидения

 Автор  Носова Любовь. (По работе З.Фрейда «Толкование сновидений»)

 

 Сны и сновидения

          А что есть разница? Спросят некоторые читатели этой статьи. Используя эти слова "сон" и "сновидение"в повседневной жизни, мы мало задумываемся о разнице между ними. В чем заключается отличие сна от сновидения? В данный момент мы разводим эти понятия с целью дальнейшего рассмотрения именно феномена "сновидения", как важной, самой совершенной части психоаналитической работы.

          Состояние сна – это состояние, при котором человек как бы отворачивается от существующей внешней реальности и исключает ее из своего сознания. «Сон – я ничего не хочу знать о внешнем мире» интерпретирует  З. Фрейд и далее говорит о том, что сон это физиологическое состояние покоя и отдыха, которое  можно сравнить с пребыванием зародыша в утробе матери – темно, тепло, спокойно, отсутствуют раздражители. Каждое пробуждение от сна символично можно сравнить с новым рождением. При этом сон - регулярно повторяемое, легкообратимое физиологическое состояние. Соответственно, уже само оно (это состояние сна) дает возможность образования сновидения.  Бодрствование устраняет сновидение, как будто его не было, как будто была допущена ошибка, требующая исправления. Именно поэтому сновидения часто забываются или искажаются воспоминанием.

          Существуют и другие определения, дающие разъяснения различий рассматриваемых терминов "сон" и "сновидение". Сон – наступающее через определенные промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором полностью или частично прекращается работа сознания. Сновидение – то, что снится, грезится сновидцу. Сон – регулярно повторяющееся, легко обратимое состояние организма, которое характеризуется относительным покоем, а также значительным повышением порога реакций на внешние стимулы по сравнению с состоянием бодрствования. Сновидение – в переводе с латинского «я спящий» или «во время сна».

         Предмет нашего интереса представляют сновидения как производные бессознательной деятельности психики. О сновидениях и их толкованиях еще Аристотель писал в своих трудах, что сновидение - не «язык богов» или «странствие души», а явление, вытекающее из самой сущности человеческого духа, которое представляет собой результат особой деятельности мозга человека, в особенности его органов чувств".

          Все сновидения служат желанию продолжить сон. Фрейд учитывал желание спать в качестве мотива к образованию сновидений. Сновидение – это промежуточное расстояние между сном и бодрствованием. Мы не можем выносить наш мир непрерывно, поэтому мы спим. Каждой ночью от трех до шести фаз сна сменяются фазами сновидения, которые в общей сложности составляют около 20% всего времени сна.

 Сновидение всегда эгоистично

          «Нет ничего беспорядочно глупого, что не могло бы посетить нас в сновидении» (Цицерон).
          Видеть сновидение во время сна является душевной жизнью. Сновидение рассматривалось Фрейдом в качестве аналога невротического симптома, свойственного всем людям. Сновидение – это способ реагирования души на действующие во сне раздражители. Причем внутренние раздражители играют ту же роль, что и внешние. Сновидение не просто передает раздражение, оно перерабатывает его, намекает на него, ставит в определенную связь, заменяет другим. При этом неприменным условием образавания сновидения кроме самотических источников являются психические источники.

           «Сны, кажется, порождает не рассудок, а желание, не голова, а сердце, а, между тем, какие хитрейшие вещи проделывает иногда мой рассудок во сне», - писал Достоевский Ф.М., который в своем творчестве очень много внимания уделял именно сновидениям. Сновидение является психическим феноменом, представляя собой исполнение желаний. Такие мысли были известны задолго до исследований Фрейда. Он пришел к более глобальному заключению и высказал предположение, что осуществление желаний является смыслом каждого сновидения. Именно это утверждение вызвало наибольшее возмущение. Как в таком случае  быть со снами, связанными с неприятными ощущениями, чувствами недовольства и различного рода страхами (боль страдание, ужас в сновидении).

Подтверждая свои гипотезы Фрейдом были сделаны выводы о том,  что чувства неудовлетворенности и страха связаны и относятся к явному содержанию сновидения, в то время как психоаналитический метод толкования сновидений предполагает раскрытие его внутреннего содержания, скрытого смысла. Может быть такое, что явное содержание сновидения носит неприятный характер, а скрытое содержание говорит совсем о другом. Сновидения, в которых находят свое отражение неприятные чувства и страхи, изучал З. Фрейд, подтверждая свою гипотезу, что и эти сновидения так же реализуют исполнение желаний. «Главной характерной чертой сновидения является то, что оно побуждается желанием, исполнение этого желания становится содержанием сновидения. Другой такой же постоянной чертой является то, что сновидение не просто выражает мысль, а представляет собой галлюцинаторное переживание исполнения желания». (З.Фрейд). Подтверждению выдвинутой гипотезы о том, что сновидение всегда эгоистично и выражает в замаскированном виде исполнение желания сновидца помог анализ детских сновидений, инфантильных сновидений взрослых людей и так называемых грез наяву сродни фантазиям. 

Главным условием в понимании вышеизложенного тезиса лежит различение в сновидении явного и скрытого смысла.  Манифестное содержание сновидения может быть далеким на первый взгляд от желания, которое в сновидении предстает как исполненное, но его латентный смысл, обнаруженный после толкования может возвещать совсем о другом. «Психоанализ поднимает значение сновидения до полноценного психического акта, имеющего смысл, определенное намерение и назначение в душевной жизни индивида и к тому же идущего далее простой констатации чуждости, нелогичности абсурдности сновидения». (З.Фрейд ) Абсурдные сновидения не являются доказательством того, что они лишены какого-то смысла. Абсурдность, нелогичность, противоречивость, чуждость сновидения – все это находит свое отражение в том, что З. Фрейд назвал явным манифестным содержанием. Скрытые мысли сновидения прячутся за явным его содержанием, которое представляется человеку абсурдным. Сами же эти мысли не являются абсурдными и не логичными, чуждыми человеку. Они связаны с его желанием и отражают его жизненные переживания и впечатления.

«Бессознательное» и сновидения


       «Насколько мы знаем, древние народы придавали своим сновидениям большое значение и считали их практически значимыми». (З.Фрейд)
Основной потребностью сознательного Я является желание сохранять сон. Сновидения – бессознательные действия Я в состоянии сна, которые могут сопровождаться эмоциональными переживаниями.

       Сновидение очень яркое по своей природе и притягательное своей загадочностью явление. Оно всегда будет оставаться до конца не познанным и этим возбуждать к себе интерес. Я попыталась для себя создать картину, что же такое это загадочное сновидение? Почему оно является нам именно в таком виде? Зачем оно нам снится?

           Душевная жизнь – это непрерывный последовательный процесс не прекращающийся ночью. Каждая мысль, чувство или действие имеют свою причину. Все психические процессы связаны между собой. Если связи на первый взгляд не видны, их следует искать в бессознательном. «Бессознательное состоит, по сути дела, не из того, что сознание способно, так или иначе, вызвать на свет, локализовать, развернуть, извлечь из недр подсознания, а из чего-то такого, в чем ему, сознанию, в принципе отказано» (Жак Лакан).

            Достаточно одного единственного внимательного наблюдения над душевной жизнью невротика, писал Фрейд, одного единственного анализа сновидения, чтобы появилось убеждение в том, что самые сложные психические процессы могут происходить, не возбуждая сознания человека. «Бессознательное - это больший по своему размеру круг, включающий в себя меньший круг сознательного; все сознательное входит в предварительную бессознательную ступень, тогда как бессознательное может оставаться на этой ступени и, тем не менее, претендовать на полную ценность психической деятельности» (З.Фрейд).

          В бессознательной системе нет представлений, упорядоченных во времени и пространстве, нет отрицания, энергетические части подвижны, они могут перемещаться с одного представления на другое. В этой системе, с ее чуждым сознанию способом переработки и возникает сновидение. Понимание процессов бессознательного дает нам возможность понимания процессов сновидения, и наоборот - понимание и толкование сновидения есть "королевская дорога" к пониманию и осознанию бессознательного в нашей душевной жизни. Эти исследования помогли в изучении психики человека, в понимании природы формирования невротических симптомов. Теория всех психоневротических симптомов сводится к одному положению: все они тоже должны приниматься, как обходной путь в исполнении желаний бессознательного.

           Бессознательное в теории  Фрейда - это материал, который есть возможность  осознавать. На место Оно должно придти Я. «Итак, первое предположение заключается в том, что сновидение есть психический феномен, второе — в том, что в душе человека существует что-то, о чем он знает, не зная, что он о нем знает» (З.Фрейд). Толкование сновидений представляет собой значительную и важную часть психоанализа, а само сновидение может быть парадигмой всех шифров, уловок, влечений, так как в сновидении происходит регрессия психического аппарата к архаичному, изначальному – мы возвращаемся к нашим детским влечениям.

 

        Страшные сновидения

     
            Еще раз возвращаемся к феномену, которые вызывают большой интерес -это  страшные сновидения.  Сновидения, о которых говорят: «сегодня я проснулся в холодном поту», «мне приснился страшный сон», «как избавиться от ужасных сновидений?» Данный вопрос на первый взгляд противоречит утверждениям предыдущей статьи о том, что наши сновидения предстают перед нами как исполнение желаний. Именно бессознательное желание дает энергию для образования сновидения.

          Можно  предвидеть   возмущение. «Какое исполнение желания, - скажете Вы? - Неужели кто-то думает, что испытывать страх в сновидении может быть желанным?» На первый взгляд с этим можно согласиться, но есть одно «но».

         Сновидения в которых мы испытываем аффект страха являются сновидениями с исполнением отвергаемого инфантильного желания. Страх - признак того, что вытесненное желание оказалось энергетически сильнее. Появляющийся страх говорит нам о том, что не была в должной мере выполнена работа сновидения по искажению скрытого смысла. Появившийся страх – это страх перед силой обычно сдерживаемых влечений.

          «Дело страха в сновидении - это работа страха, а не сновидения, - напишет Фрейд, - работа сновидения – справиться со страхом, укрыться от него под сенью приятного переживания в сновидении. Если этого не случилось, можно предположить, что сам страх испытываемый в сновидении и выполняет ту функцию, которую не удалось выполнить сновидению, функцию маскировки желания. Соответственно страх нас пробуждает. Мы просто обязаны открыть глаза, чтобы избежать встречи с чем то жутким, что когда то было родным. Работа страха появляется тогда, когда работы сновидения оказалось не достаточно. В любом случае 

Близкими по содержанию нас могут быть  так называемые сновидения – наказания. Явное, манифестное желание такого сновидения будет неприятно сновидцу. Аффекты испытываемые в таком сновидении далеки от желаемых. И даже в этом случае толкование сновидения сновидцем может привести нас к исполнению желания, но другой цензурирующей инстанции психики. Это наказание нашей совести - наказание нашего Сверх-Я. В этом случае неприятное сновидение неприятно только для второй инстанции в нашей психике, той, что цензурирует, маскирует, ведет себя защитным, а не созидательным образом. Так как каждое сновидение исходит от первой инстанции, то  оно успешно справилось со своими функциями.

          Понимая схемы образования сновидений нашим психическим аппаратом, и то, какую важную роль они играют для сохранения  психического здоровья, произвольно снимается тревога по поводу приснившегося страшного сновидения. Пугающее нас ночью сновидение также необходимо для нашей психики, как и другие: абсурдные, веселые, загадочные, "пророческие" сновидения.  Помним ли мы утром свое сновидение или не помним это уже не столь важно – сновидение выполнило свою функцию в любом случае. Либо благодаря сновидению мы продолжили спать, либо благодаря сновидению с аффектом страха мы пробудились наша психика и в том и в другом случае была защищена феноменом сновидения.

        Когда Аристотель, рассуждая о сновидениях, говорил, что сновидение возникает не как сверхчеловеческое откровение, а по законам человеческого духа. Сновидение определяется как душевная деятельность спящего в то время, когда он спит. Иногда создается впечатление, что воспоминание о сновидении, которое появляется в бодрствовании, как будто из другого мира. Приходит понимание что это действительно так – это мир первичных бессознательных процессов, недоступных напрямую осознанию.

          Почему же нужно пугаться того, что нам приснилось? Ведь мы видим уже результат работы сновидения, а что прячется за этими страхами можно только догадываться. Толкование жуткого, страшного, кровавого сновидения может привести к самым безобидным результатам и даже смешным мыслям скрывающимся за сновидением.  В сновидении господствуют свои законы, так зачем переживать заранее о том, что приснилось? Если мы не разгадали скрытый смысл сновидения мы по сути ничего о нем не знаем кроме содержания пересказа.  Так чего же мы опасаемся, проснувшись утром или пробудившись среди ночи?

          Откуда у сновидения появляется эта власть будить нас среди ночи? Фрейд, отвечая на этот вопрос, рассуждает об энергии: «...как показывает опыт, сновидение, даже если оно несколько раз за ночь прерывает сон, со сном совместимо. Человек на мгновение просыпается и тотчас вновь засыпает. Это похоже на то, как во сне отгоняешь от себя муху; просыпаешься специально с этой целью. Засыпая, мы вновь устраняем помеху».

            Так когда же функция сновидения терпит фиаско? В то время, когда выполняется первая задача сновидения – исполнение бессознательного желания, предсознательное может подвергаться потрясению от задуманного, тогда оно подключается к процессу. В результате мы возвращаемся к сознательным функциям, то есть к бодрствованию. Компромисс не состоялся! Сновидение резко обрывается, и мы пробуждаемся. Если при этом нам снова удается уснуть, есть два варианта развития событий: сновидение, вполне вероятно, разбудит нас снова, сновидение все же выполнит свою функцию стража сна. Второй сценарий развития событий дает возможность спокойного и крепкого отдыха.

          В любом случае, мы воспринимаем все эти процессы как регулирование нашего психического здоровья нашими же внутренними силами. Когда мы спим, наша психика продолжает бодрствовать, работая на нас. Процессы, которые происходят в норме – это когда сновидение дает нам возможность продолжить сон. Возможность спать и видеть сновидения основополагающая для психики человека. Эксперименты в области сомнологии подтвердили как гипотезу о том, что нет человека, которому не сняться сновидения, вопрос стоит только в их припоминании, так и гипотезу о том, что невозможность спать и видеть сновидения приводит к тяжелым психическим расстройствам.

          О пробуждающих нас сновидениях можно сказать словами Фрейда: « …здесь нет вины сновидения, когда оно, будучи обычно стражем сна, вынуждено выступать в качестве его нарушителя. Это не единственный случай в организме, когда обычно целесообразное устройство становится не целесообразным и мешающим после того, как в условиях его возникновения нечто меняется, и тогда нарушение служит, по меньшей мере, новой цели – указать на изменение и активировать против него средства регуляции организма».

          Наш психический аппарат, как и весь организм в целом - саморегулирующаяся система. И очень важно бережно и с пониманием относиться ко всем психическим процессам, происходящим в нем и днем и ночью. Бережное отношение ко сну и уважительное отношение к своим сновидениям позволит пробуждать к ним не страх, а интерес и желание разгадать тайны  сновидения, но об этом мы поговорим уже в следующей статье.

 

Новости
29.03.2017 Об отношениях и их особенностях. С психоаналитиком о важном.подробнее
12.03.2017 О суицидальных представлениях подростковподробнее
06.03.2017 О депрессии и печали с психоаналитиком.подробнее
26.02.2017 С психоаналитиком о зависимостях и аддиктивном поведенииподробнее
15.02.2017 О травме психики с точки зрения психоанализа.подробнее
17.03.2016 СОН И СНОВИДЕНИЯ. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕподробнее
27.10.2015 Сложности подросткового возрастаподробнее
24.12.2014 Наши отношения с другими людьми. Как мы строим свои отношения и почему именно так.подробнее
18.11.2014 "Мы хотим усыновить ребенка". Консультации психоаналитика.подробнее
03.11.2013 Заключение. Фриц Риман. Основные формы страха.подробнее
29.10.2013 Дополнительные соображения о истерических личностях. Фриц Риман. Основные формы страха.подробнее
25.10.2013 Примеры истерических переживаний.Фриц Риман. Основные формы страха.подробнее
23.10.2013 Биографические основы истерического субъекта. Фриц Риман. Основные формы страха.подробнее
22.10.2013 Истерическая личность и агрессиь. Фриц Риман. Основные формы страха.подробнее
21.10.2013 Истерическая личность и любовь. Фриц Риман. Основные формы страха.подробнее
20.10.2013 Истерические личности. Фриц Риман. Основные формы страха.подробнее
17.10.2013 Дополнительные соображения о личностях с навязчивостями. Фриц Риман. Основные формы страха.подробнее
16.10.2013 Примеры навязчивых переживаний.Фриц Риман. Основные формы страха.подробнее
15.10.2013 Биографические основы субъекта с навязчивостями. Фриц Риман. Основные формы страха.подробнее
14.10.2013 Личности с навязчивостями и агрессия. Фриц Риман. Основные формы страха.подробнее
13.10.2013 Личности с навязчивостями и любовь. Фриц Риман. Основные формы страха.подробнее
12.10.2013 Личности с навязчивостями. Фриц Риман. Основные формы страха.подробнее
09.10.2013 Дополнительные соображения о депрессивных личностях. Фриц Риман. Основные формы страха.подробнее
04.10.2013 Примеры депрессивных переживаний.Фриц Риман. Основные формы страха.подробнее
03.10.2013 Биографические основы депрессивного субъекта. Фриц Риман. Основные формы страха.подробнее
02.10.2013 Депрессивная личность и агрессия. Фриц Риман. Основные формы страха.подробнее
01.10.2013 Депрессивная личность и любовь.Фриц Риман. Основные формы страха.подробнее
30.09.2013 Депрессивные личности. Фриц Риман. Основные формы страха.подробнее
29.09.2013 Дополнительные соображения. Фриц Риман. Основные формы страха.подробнее
28.09.2013 Примеры шизоидных переживаний. Фриц Риман. Основные формы страха.подробнее
26.09.2013 Биографические основы шизоидной личности. Фриц Риман. Основные формы страха.подробнее
24.09.2013 Шизоидная личность и агрессия. Фриц Риман. Основные Формы страха.подробнее
23.09.2013 Шизоидная личность и любовь. Фриц Риман. Основные формы страха.подробнее
22.09.2013 Шизоидные личности. Фриц Риман. Основные Формы страха.подробнее
21.09.2013 О существе страха и о противоречиях жизни. Фриц Риман. Основные формы страха.Часть 1.(продолжение)подробнее
13.09.2013 О существе страха и о противоречиях жизни. Фриц Риман. Основные формы страха.Часть 1.подробнее
31.05.2013 Искусство любить. Фромм Эрих. Вместо заключения.подробнее
29.05.2013 Искусство любить. Фромм Эрих. Глава 5. Практика любви.подробнее
21.05.2013 Искусство любить. Фромм Эрих. Глава 4. Любовь и ее распад в современном западном обществе.подробнее
19.05.2013 Искусство любить. Фромм Эрих. Глава 3. Объекты любви.(Продолжение).подробнее
17.05.2013 Искусство любить. Фромм Эрих. Глава 3. Объекты любви.подробнее
29.04.2013 Искусство любить. Фромм Эрих. Глава 2. Любовь между родителями и детьми.подробнее
27.04.2013 Искусство любить. Фромм Эрих. Часть 1. Является ли любовь искусством? Теория любви.(продолжение)подробнее
21.04.2013 Искусство любить. Фромм Эрих. Часть 1. Является ли любовь искусством? Теория любви.подробнее
Все новости
  ГлавнаяО психоанализеУслугиКонтакты

© 2010, ООО «Психоаналитик, психолог
Носова Любовь Иосифовна
».
Все права защищены.