Анна Фрейд - дочь и психоаналитик.
Автор : Носова Любовь
Анна Фрейд - дочь и психоаналитик.
Автор : Носова Любовь
Анна Фрейд родилась 3 декабря 1895 года, и стала шестым ребенком в семье Зигмунда и Марты Фрейд. Можно представить себе усилия девочки Анны получить любовь и признание отца и матери в конкуренции еще трех братьев и двух сестер. Анне все же удается пробудить интерес отца своей любовью к психоанализу. Служение общему делу сближает отца и дочь на долгие годы, фактически до последних дней жизни Фрейда. Младший ребенок в семье, особенно в большой семье, часто имеет много воспитателей в лице старших братьев и сестер-"мам". Семья Фрейда не была исключением, напротив, такую же роль взяла на себя еще и младшая сестра Марты бездетная Минна. Как следствие множества воспитателей, Анна формирует у себя, внутри своей психики, слишком строгое Сверх-Я. В будущем, уже после смерти своего отца, Анна навсегда будет олицетворять образ "Сверх-Я Международного психоанализа" в силу своих личных качеств.
!895 год для почти сорокалетнего Фрейда был значимым годом в его жизни: с одной стороны он пишет важную работу (как врач - невролог) "Проект научной психологии"; с другой стороны завершены "Исследования истерии" (совместная работа с доктором Брейером) и с третьей стороны Фрейд видит летом сновидение "О инъекции Ирме" ставшее в будущем образцом истолкования сновидения в психоаналитической практике. Самоанализ Фрейда так же начинает давать свои плоды, и как раз в это время Фрейд узнает о беременности Марты шестым ребенком. Мы можем только догадываться о тревоге Фрейда за жизнь и здоровье жены в связи с ее заболеванием тромбозом вен, обострявшимся в период вынашивания ребенка. О страхе за здоровье жены, смещенном на страх за здоровье пациентки Ирмы говорит нам толкование самим Фрейдом своего сновидения.
Хотел ли Фрейд подвергнуть опасности свою супругу, сделав ее беременной, и вообще хотел ли он иметь шестого ребенка, навсегда останется для нас загадкой. Мы знаем только из "Толкования сновидений", что когда в будущемкогда Фрейда спросят, "А у вас есть дети"? "Да " , ответит Фрейд " Три мальчика и три девочки. Это моя гордость". Но была ли Анна желанным ребенком в семье и чувствовал ли Фрейд вину в будущем, если допускал мысли о том, что бы лучше, если бы шестого ребенка не было, также остается для нас загадкой. Что лежит у основания такой крепкой любви и привязанности между отцом и дочерью в данном конкретном случае комментируется различными исследователями биографии Фрейдом по разному. Мы лишь понимаем, что эти связи существуют и ассоциативно влияют на историю Анны. Чтобы попасть на место интереса значимых для нее фигур детства, Анна Фрейд становиться детским психоаналитиком.
В период своего становления и творчества Анна сочетает в себе реализацию желаний как матери - любовь к детям, так и отца - любовь Получив педагогическое образование и работая учительницей в течение почти пяти лет, Анна постепенно постигает тайный мир учения своего отца. У нее есть уникальная возможность использовать знания психоаналитические в педагогической практике. В тоже время для применения непосредственно психоаналитической клинической практики в своей деятельности Анне не достает личного анализа. Таким образом рождается альянс дочери-пациентки и отца-аналитика. С 1918 по 1921 годы знаменательны для Анны особым вниманием к ней отца, как годы погружения в анализ собственной психики.
Трудности с которыми сталкивается анализант и пациент в первую очередь относят нас к учению Фрейда о «защитах». Анна не стала исключением, она почувствовала на себе все динамические процессы связанные с этим феноменом. Более того, именно интерес к защитным механизмам позволяет далее развить эту теоретическую концепцию и создать эссе «Психология Я и защитные механизмы». Фрейд лично пишет вступление к работе своей дочери, единственной из всех шести детей, вступившей на стезю последователей его учения.
О себе Анна Фрейд напишет слова, характеризующие ее представление о смыслах всех прожитых лет.
«Когда в юности я, как это часто бывает с молоденькими девушками была не довольна своей внешностью, я успокаивала себя традиционными тогда для Вены словами « С определенного возраста каждая женщина приобретает такое лицо, какое она заслуживает», а это значит такое лицо, какое она сама себе создает. Красивая женщина и любящая дочь, это лишь одна сторона созданного ею лица, другой стороной по праву можем сказать Анна Фрейд – лицо психоанализа.
Была ли Анна счастлива не имея своей собственной семьи и детей, сложно сказать, как и сложно сказать счастлива ли женщина имеющая семью и детей. Безусловно возможности реализации своих материнских чувств любви и заботы имели место в жизни Анны всегда. Множество племянников и племянниц, пациентов и воспитанников, да и инфантильных взрослых, были окружением всей ее жизни.
Анна много работала, много писала, ее лекции и доклады, ее борьба за чистоту психоаналитического мышления известна далеко за пределами Вены и Британских Островов. Психоанализ стал смыслом всей ее жизни в подтверждении мысли Фрейда упомянутой в «Лекциях по введению в психоанализ» о том, что стоит только дать палец, как он поглотит всю руку. Результатами же ее «поглощенностью» психоанализом мы пользуемся и сегодня. Работы Анны Фрейд посвященные технике детского психоанализа интересны не только психоаналитикам, но и педагогам и психологам различных школ и направлений.
© 2010, ООО «Психоаналитик, психолог
Носова Любовь Иосифовна ».
Все права защищены.