Сновидение работает
Мазин Виктор Ароновичь
(Этот фрагмент - 8 глава исследования "Сто лет "Толкования сновидений"". Полная версия в "Кабинете сновидений доктора Фрейда". Кабинет "Д". СПб.: Инапресс, 1999)
Возвышение; на нем нечто вроде отхожего места; длинная скамья, на одном конце большое отверстие. Весь задний край покрыт испражнениями, - различной величины и свежести. Позади скамейка и кустарник. Я испражняюсь на скамейку; длинная струя мочи смывает всю грязь. Засохшие экскременты отделяются и падают в отверстие. Но на конце остается все-таки что-то еще [1].
Это летнее сновидение 1898 года своим манифестным содержанием указывает на переход к третьей стадии психосексуального развития. Работа сновидения переводит сновидца с анальной стадии развития на генитальную: "длинная струя мочи смывает всю грязь".
Первая особенность сновидения, которую отмечает Зигмунд Фрейд,- отсутствие должного аффекта, "отвращения". Это несовпадение образов и чувств указывает на принципиальное положение "Исследований истерии": представление и аффект могут расходиться. По сути дела содержание сновидения спровоцировано негативным аффектом: "А вот и активный повод сновидения. В жаркий летний вечер я читал лекцию о связи истерии с извращениями; все, что я говорил, меня почему-то не удовлетворяло и казалось несущественным и неважным. Я был утомлен, не испытывал никакого удовлетворения своей работой и стремился прочь от этого копания в человеческой грязи к своим детям и красотам Италии" [2]. Однако, этот негативный аффект в сновидении не проявляется. В сновидении сталкиваются, приходят во взаимодействие чувства ничтожности, неудовлетворенности собой и своего величия. В результате - равнодушный, нейтральный аффективный тон. Аффект смешивается, смущается, смещается. Сновидец пребывает между "копанием в человеческой грязи" и путешествиями по "красотам Италии" с ее бесконечными древностями, между принципом реальности и принципом удовольствия, между аффектом и представлением, между нечистотами и их смыванием.
Нужно завершить расчистку книги. С точки зрения дерьмологии, содержание сновидения говорит о приближающемся окончании анализа; лишь "на конце остается все-таки что-то еще". Этот факт создает позитивный фон сновидения. Более того, литературная ассоциация-аллюзия Фрейда поддерживает позитивный фон фактом его величия как ученого: "При анализе мне точас же приходят в голову авгиевы конюшни, очищенные Геркулесом. Этот Геркулес - я. Возвышение и кустарник относятся к местности в Аусзее, где живут сейчас мои дети. Я раскрыл детскую этиологию неврозов и тем самым предохарнил своих детей от заболевания. Скамейка (исключая, конечно, отверстия) в точности напоминает собою мебель, подаренную мне одной благодарной пациенткой. Она свидетельствует о том, что пациенты ценят меня <…> Струя мочи, смывающая все вокруг, несомненное указание на манию величия" [3]. Чистка Геркулеса - метафора реорганизации влечений в фаллическую фазу психосексуального развития. Из Фрейда "кое-что вышло", он стал великим человеком вопреки отцовскому "из тебя ничего не выйдет!" [4] Отец посрамлен. Зигмунд - герой. Он силен, он всесилен. Он велик. Он триждывелик: он - Геркулес, он - Гулливер, он - Гаргантюа.
Итак, в анализе сновидения "Об отхожем месте" вновь обнаруживаются эдиповы желания. Конкурентные отношения с отцом дополняются инцестуозными желаниями матери. Ассоциации приводят Фрейда в один из декабрьских дней 1889 года. Он в Париже. Он наверху, на Соборе Парижской Богоматери: "Площадка на Notre-Dame была излюбленным местопребыванием в Париже; каждый день я прогуливался там между причудливых и страшных химер" [5]. Поезд мыслей вновь возвращает сновидца в эдипов треугольник, и одновременно указывает ему на выход из него. Впрочем, все эти пути скрыты за призрачными химерами содержания сновидения. Скрывание обеспечивается работой сновидения. Работа сновидения - переработка сновидных мыслей [Traumgedanken] в манифестное содержание сновидения [Trauminhalt]. Работа сновидения демонстрирует работу бессознательного [6], и так открывает "королевскую дорогу" к его познанию. Работа сновидения - работа по преобразованию содержания, работа по искажению содержания, но не работа по созданию собственно элементов содержания сновидения [7].
В результате анализа сновидений Фрейд обнаруживает те механизмы работы сновидения, которые осуществляют постановку представления: сгущение, смещение, изобразительность. Помимо "собственно" бессознательных механизмов работы сновидения, над организацией, а точнее реорганизцацией его содержания работает и предсознательное, которое может вводить элементы дневной логики, вплоть до отстраненного от сна, одновременно принадлежащего сну и нет комментарию: "Это всего лишь сон". Толкование сновидений, таким образом, порой начинается еще во сне - действует вторичная переработка содержания сновидения, переработка уже сгущенного, смещенного и разыгранного в образах материала.
При сгущении [Verdichtung] одно означающее подразумевает целый ряд других связанных с ним означающих не представленных в сновидении, либо из двух или нескольких существующих вне сновидения знаков составляются совершенно новый знак, образ, слово. Так, простейшим примером оказывается появляющееся в сновидении новое лицо, например, "Ирма становится представительницей всех других личностей, приносимых в жертву при процессе сгущения". Вот ее протеевы преображения:
"Центральное лицо в содержании сновидения - моя пациентка Ирма, являющаяся в нем в своем истинном виде и вначале поэтому изображающая лишь самое себя. Поза, однако, в которой я исследую ее у окна, заимствована мною из воспоминаний о другой даме, на которую я бы охотно променял свою пациентку… Поскольку я нахожу при исследовании Ирмы дифтеритные налеты, которые напоминают мне заботу о моей старшей дочери, она служит для изображения последней; за моей же дочерью скрывается связанная с нею одинаковым именем личность одной пациентки, погибшей влседствие интоксикации. В дальнейшем ходе сновидения значение личности Ирмы изменяется (образ ее остается, однако, без изменения); она становится одним из детей, которых мы исследуем в детской больнице… Переход этот совершился очевидно, под влиянием представления о моей дочери. Благдаря сопротивлению при открывании рта, та же самая Ирма становится снова другой и, наконец, моей собственной женою. Болезненные изменения, замечаемые мною в горле, относятся помимо этого к целому ряду еще других лиц. Все эти лица, на которых я наталкиваюсь при прослеживании мыслей "Ирмы", выступают в сновидении во плоти и в крови; они скрываются за Ирмой, которая становится тем самым коллективным образом, черты которого носят, правда, противоречивый характер. Ирма становится представительницей всех других личностей, приносимых в жертву при процессе сгущения: я снабжаю ее всем тем, что шаг за шагом напоминает мне всех этих личностей" [8].
Сновидение в результате работы сгущения [Verdichtungsarbeit] являет собой компактно представленную картину, уплотненный архив: "сновидение, будучи записано, занимает полстраницы; анализ же, в котором развиваются мысли, скрывающиеся за этим сновидением, требует иногда шести, восьми, двенадцати страниц" [9]. Объем сжатой информации - бесконечен. Анализ сновидения никогда не может исчерпать передаваемых им мыслей, всегда остается возможность, "что то же самое сновидение имеет еще и другой смысл" [10]. Масштабы сгущения по сути дела определяются глубиной анализа. Чем глубже толкование, тем значительнее расширение значения сверхплотных элементов сновидения [11]. При сгущении образы сочетаются на основе какого-либо общего качества, общего элемента [12].
Сокрывание сновидных мыслей в смещении [Verschiebung] осуществляется посредством переноса акцента с более значимого элемента, знака, образа на менее значимый, или, иначе говоря, "психическая сила... с одной стороны, лишает интенсивности психически ценные элементы, с другой же, путем детерминирования из малоценных элементов создает новые ценности, которые затем и попадают в содержание сновидения" [13]. В другом случае, смещение действует как замещение ребусного типа: в тексте сновидения слова замещаются образами. Итак, все элементы сновидения одинаково важны, каждый из них может оказаться наиболее заряженным, поскольку "то, что действительно оказалось индифферентным, не может быть никогда воспроизведено в сновидении" [14]. И потому не бывает не только бессмысленных, но и незначительных сновидений, причем, между элементами сновидений и скрывающимися за ними мыслями устанавливаются сверхдетерминированные отношения, при которых "каждый из элементов содержания сновидения различным образом обусловливается, детерминируется, то есть имеет целый ряд соответствующих пунктов в мыслях, скрывающихся за сновидением", равно как "и отдельные мысли сновидения представляются в нем различными элементами" [15]. Свободное смещение энергии в пространстве сновидения обеспечивают бесконечное число элементов для выбора и свободу замещения одного элемента другим, находящимся с ним в ассоциативной связи. Задача работы анализа заключается в движении вдоль серий циркулирующих означающих.
Здесь можно на время вспомнить не о сновиденческих образах, а об образах коллекции древностей. Важно отметить ту циркуляцию, в которой задействованы объекты коллекции. Фрейд не относится к тем коллекционерам, которые занимаются исключительно накоплением объектов. Он обменивается ими, получает их в подарок, дарит сам. Он предпочитает открытую их циркуляцию, их приток и отток. И эта мысль не только вновь отсылает нас к известному сновидению (длинная струя мочи смывает всю грязь. Засохшие экскременты отделяются и падают в отверстие. Но на конце остается все-таки что-то еще), но и напоминает о том, что причастность, прикосновение, контагиозность, передача, распространение, перенос содействуют учреждению бессознательных квазитотемических сообществ, и роль произведений искусства в этом процессе немаловажна. Смещение в данном случае действует, представляя произведение искусства частью, с одной стороны, культурного контекста той эпохи, которой он принадлежит, а с другой стороны, контекста его обретения, и вот этим вторым контекстом в данном случае выступает психоанализ и Зигмунд Фрейд.
Смещение, как и сгущение - результат необходимой работы искажения, позволяющей спрятать желание. Смещенный, сгущенный материал сновидения предстает, как известно, в основном в образах. Человек видит сон. Сновидные мысли предстают не в связной словесной последовательности, а в виде зрительных, визуальных образов, сцен, ситуаций, фрагментов картин, обрывков речей, частей слов.
Средства выражения в сновидениях [die Ausdrucksmittel des Traumes] обладают своей логикой, паралогикой; и эта логика работы сновидения [Traumarbeit] должна быть переведена работой анализа [Analysenarbeit] на язык формальной логики словесных представлений.
В чем же заключается паралогика работы сновидения? Например, в том, что два расположенных рядом в пространстве сновидения элемента указывают на логическую связанность сновидных мыслей. Например, в том, что превращение одного предмета в другой указывает на причинно-следственные отношения между ними на поверхности сознания. Например, в том, что противоречий между элементами сновидения быть не может вообще, поскольку логика или/или замещается паралогикой и/и. Логикой паралогики сновидения является общность, подобие, сходство форм [16].
Впрочем, Фрейд не отвергает всю предшествующую традицию символического толкования, он задается вопросом: "не обладает ли большинство этих символов одним и тем же раз навсегда установленным значением" [17]. Фрейд включает в общую методологию толкования сновидений и "сонничную" - символическую - процедуру, однако, подчеркивает, что "символика относится не к самим сновидениям, а к бессознательным представлениям народа и может быть констатирована гораздо полнее в фольклоре, мифах, сагах, языке, пословицах и поговорках" [18]. Символизм сновидений выстраивается как определенный идиоматический словарь. Символ устанавливается как прочная связь одного значения с другим. По аналогии со свободными ассоциациями эти связи можно было бы назвать закрепощенными ассоциациями. Символы в сновидении не включаются в ассоциативные ряды, это своего рода мертвые зоны сновидения [19].
Однако, само понятие символизм шире нежели его проявление в контексте толкования сновидений, поскольку само толкование, то есть ассоциативный метод построены, в определенном смысле, на символе, его знаковой структуре и возможности истолкования его по ассоциативным силовым линиям.
Символ визуален. Визуальное искусство символично. Более того, процессы сгущения и смещения не только работают над созданием маски, позволяющей обойти содержанию желания цензуру, но и работают над ней, усиливая изобразительность.
Изобразительность [Darstellbarkeit] предполагает не просто господство в сновидении визуальных образов, картин [20], не только господство в бессознательном предметных представлений [21], но и постановочный, сценический характер сно-видения [22]. Сцена открывается. Отсутствующий субъект видит себя и своих героев. Сновидение не только гомологично сценическому или живописному представлению, но оно может быть с ним непосредственно связано, как, например, в случае с иллюстрациями Жюля Гранье: "Книгу Раблэ с иллюстрациями Гарнье я перелистывал как раз вчера вечером перед сном" [23]. Таким образом одним из входов в сновидение "Об отхожем месте" служит остаток дневного впечатления в виде книжной иллюстрации.
Сновидение - видение во сне, оно видимо [24]. Закрой глаза, закрой сознание, и увидишь [25] : "на пути регрессии сновидение приобретает изобразительность [auf dem Wege zur Regression erwirbt er Darstellbarkeit]" [26], регрессии к архивам бессознательных предметных представлений.
И, наконец, сновидение, как и произведение искусства, имеет терапевтическое [27] и анестезирующее значение, что напоминает, в свою очередь, о кокаине, в изучение которого Фрейд углубился перед погружением в самоанализ [28]. Сновидения, произведения искусства, психотерапия пробуждаются в образе, в образе лечащего, образе Имхотепа, известного также и как Асклепий. Храмы Асклепия, асклепийоны были своего рода снолечебницами, в которых больные погружались в сон, чтобы узнать смысл с ними происходящего. Асклепийон представлял собой храм с двумя рядами "кушеток" (именно от слова kline, кушетка, ложе родилось слово клиника). После омовений и жертвоприношений больной допускался в храм на ночь, "на сон"; он ложился на кровать или шкуру жертвенного животного и видел сны, а на следующий день священник (он же терапевт) толковал сновидение, объясняя требования богов, и предписывал лечение. Впрочем, Фрейду, врачу, оракулу, собирателю древностей, почитателю древнегреческой мифологии это было прекрасно известно:
В Греции были оракулы-толкователи сновидений, которых регулярно посещали больные в поисках исцеления. Больной приходил в храм Аполлона или Асклепия, отправлял различные церемонии, очищался омовениями, массажем, умощениями, а затем, в состоянии экзальтации, укладывался на разостланной на полу шкуре принесенного в жертву барана. Он засыпал и видел сон о средствах лечения либо в их естественном облике, либо в форме символов и картин, которые ему затем толковал жрец [29].
[1] "Толкование сновидений", с.334.
[2] Фрейд З. 1900, с.335
[3] Фрейд З. 1900, с.334
[4] "Однажды вечером перед тем, как лечь спать, я вопреки приказанию родителей удовлетворил свою потребность в их спальне и в их присутствии. Отец, ругая меня, заметил: из тебя ничего не выйдет! Это было по-видимому страшным оскорблением моему самолюбию, так как воспоминание об этом эпизоде постоянно проявляется в моих сновидениях и связано обычно с перечислением моих заслуг и успехов, точно я хочу этим сказать: видишь, из меня все-таки кое-что вышло" (Фрейд З. 1900, с.168).
[5] Фрейд З. 1900, с.335.
[6] Не только: вслед за "Толкованием сновидений" Фрейд пишет еще две большие работы, посвященные проявлению бессознательного в "нормальной" жизни: в ошибочных действиях (См. "Психопатология обыденной жизни", 1901), и в остротах ("Остроумие и его отношение к бессознательному", 1905). В последней дается определение работы сновидения: "Работой сна можно назвать всю сумму превращающих процессов, которые переводят латентные мысли сновидения в явное сновидение" (Фрейд З., 1905б, с.330)
[7] "Работа сновидения ничего не создает, не проявляет своей собственной фантазии, не рассуждает, не умозаключает <…> функции ее заключаются только в сгущении материала, смещении его и картинной переработке, к которой присоединяется еще последний непостоянный элемент - работа толкования [deutender Bearbeitung]" (Фрейд З. 1901б, с.54; S.68-9).
[8] Фрейд З. 1900, с.245.
[9] Фрейд З. 1900, с.233.
[10] Фрейд З. 1900, с.233.
[11] "Нельзя найти ни одного элемента сновидения, от которого ассоциативные нити [Assoziationsfaeden] не расходились бы по двум или более направлениям, ни одной ситуации, которая бы не была составлена из двух или более впечатлений или переживаний" (Фрейд З. 1901б, с.30, перевод изменен; S.52).
[12] "Сон производит такую работу, как Франсис Гальтон при производстве своих семейных фотографий: сон как бы накладывает друг на друга различные составные части, поэтому в общей картине на первый план отчетливо выступают общие элементы, а противоположные подробности почти взаимоуничтожаются" (Фрейд З. 1901б, с.31; S.53).
[13] Фрейд З. 1900, с.255.
[14] Фрейд З. 1900, с.146
[15] Фрейд З. 1900, с.237
[16] "Весьма пригодным для механизма создания сновидений оказывается только одно логическое отношение - отношение подобия, общности, согласования" (Фрейд З. 1901б, с.46; S.63).
[17] Фрейд З. 1900, с.220
[18] Фрейд З. 1900, с.245
[19] В "Новых лекциях" Фрейд называет символы "немыми элементами" сновидения. Он предостерегает от переоценки значения символов в сновидениях. Символ обретает "свое" значение через семью, дискурсивное пространство, референтную группу.
[20] Сновидение работает, сновидение - переводчик мыслей в образы: "Работа сновидения переводит мысли сновидения в примитивную форму выражения, аналогичную письму при помощи рисунков" (Фрейд З. 1917, с.145).
[21] Предметное представление, в отличие от представления словесного, непосредственно связано с органами зрения. Это понятие Фрейд начал разрабатывать еще в работах об афазии, а продолжил в "Толковании сновидений". В сознании, в отличие от бессознательного, есть как предметные, так и словесные представления. (См. Фрейд З. 1915б).
[22] Darstellbarkeit буквально означает постановочность, что указывает на театральный характер метафорики Фрейда. Ср. darstellen - не только изображаеть, представлять, но и играть роль на театральной сцене; Darstellung - не только изображение, но и игра на сцене.
[23] Фрейд З. 1900, с.335.
[24] В одиннадцатой лекции ("Работа сновидения") Фрейд называет "превращение мыслей в зрительные образы" третьим (после сгущения и смещения) результатом работы сновидения (Фрейд З., 1916, с.109).
[25] "Толкование сновидений" пишется в ходе самоанализа, в ходе погружения, регрессии, сновидения на яву. "Эрнст помнит, каким его отец имел обыкновение выходить, направляясь к обеденному столу, из беседки, в которой он писал этиу книгу, "как будто в состоянии, подобном сомнамбулическому", и в целом производил впечатление "пребывания во сне" (Джонс Э., 1997, с.197).
[26] Фрейд З. 1900, с.409.
[27] Именно терапия привела Фрейда к анализу сновидений: "Я обнаружил ее [проблему сновидений] на моем пути, когда старался лечить психоневрозы <…> больные.. сообщали мне сновидения, которые, позвидимому, стремились вплетать в уже сотканные взаимосвязи между симптомом заболевания и патологической идеей. Тогда я и научился тому, как нужно без всякой на то посторонней помощи переводить язык сновидения на понятные нам способы работы языка нашего мышления" (Фрейд З. 1905г, с.190).
[28] Случай с кокаином постоянно всплывает в сновидениях "Толкования сновидений". Напомним, история с кокаином, анестезирующие свойства которого обнаружил Фрейд, но "официально" открытие принесло славу Коллеру. Тем не менее, из-под пера Фрейда вышла книга "О кокаине" (1885) и ряд статей об этом растении. По мнению многих исследователей кокаин сыграл весьма значительную роль в рождении психоанализа. Так Роже Дадун, например, связывает с этим препаратом особое значение, которое приобретает в психоанализе игра слов, ассоциации "развязавшегося" языка. Он предполагает, что кокаин мог послужить "причиной мощного энергетического толчка", "умственной экзальтации", и, наконец, помог Фрейду "отправиться в поразительное путешествие самоанализа" (Дадун Р., 1993, с.63).
[29] Freud S., 1900, S.51.