Ме́лани Кляйн (нем. Melanie Klein; урожд. Райцес; Мелани Кляйн родилась 30 марта 1882, Вена — 22 сентября 1960, Лондон) — влиятельный британский психоаналитик еврейского происхождения, стоявшая у истоков детского психоанализа, игровой психоаналитической терапии и теории объектных отношений.
Несмотря на то, что долгие годы Кляйн жила в одном городе с Зигмундом Фрейдом, ее первая встреча с психоанализом состоялась только в 1914-1915 гг. во время пребывания в Будапеште. Здесь Кляйн посоветовали обратиться за консультацией к Шандору Ференци, который и стал ее первым психоаналитиком.
Кляйн это время она находилась в подавленном состоянии в связи с недавней смертью матери и рождением третьего ребенка. Некоторый депрессивный фон сопровождал Кляйн в течении всей жизни – с первыми потерями она встретилась еще в раннем детстве, когда умерли ее сестра и брат, позднее в автокатастрофе погиб ее старший сын.
По стечению обстоятельств муж М. Кляйн, Артур, был знаком с братом Ференци, что по мнению биографов могло оказать определенное влияние на возникновение неожиданного и интенсивного интереса Кляйн к психоанализу.
Впервые она увидела Фрейда в 1918 году на 5-ом Международном Конгрессе в Будапеште, где основатель психоанализа представлял доклад «Пути психоаналитической терапии». Символично, что центральной темой сообщения Фрейда была опасность смешения «чистого золота» анализа с другими психотерапевтическими техниками, с «медью» активного психотерапевтического вмешательства [Фрейд, Психоаналитические, с.140-150]. Знакомство с Фрейдом и его теорией произвело сильнейшее впечатление на начинающую исследовательницу. Кляйн приняла решение посвятить себя психоаналитической работе и по совету своего аналитика начала заниматься ею с детьми. Произошло это в 1917-1918 гг. и первым пациентом М. Кляйн стал ее собственный ребенок.
Сегодня это может показаться довольно шокирующим, однако в то время подобная практика была общепринятой. Это было вполне в духе анализа Маленького Ганса, проводившегося его собственным отцом, попыток Абрахама анализировать свою дочь, или, в конечном итоге, знаменитого анализа Анны Фрейд, который проводился самим Фрейдом. Первый опыт практической работы несомненно оказал существенное влияние на будущие теоретические ориентации и предпочтения Кляйн.
В 1919 году она вступила в Венгерское психоаналитическое общество, представив доклад «О развитии одного ребенка». В окончательном виде ее взгляды на детский психоанализ были изложены в книге 1932 года «Психоанализ детей».
Из-за политической нестабильности в Европе, а также семейных неурядиц, в 1920 году Кляйн вынуждена была переехать в Берлин, где продолжала изучать и практиковать психоанализ, развивая собственный подход к терапевтической работе с детьми.
В Берлине она познакомилась с Карлом Абрахамом, который в 1924 году согласился стать ее аналитиком. Через восемнадцать месяцев Абрахам умер и анализ Кляйн неожиданно прервался. Карл Абрахам обладал особым положением внутри профессионального сообщества: наряду с Юнгом в Цюрихе, Ференци в Будапеште и Джонсом в Лондоне, он был одним из пионеров психоаналитического движения за пределами Вены, членом так называемого «Комитета». Его авторитету способствовала многолетняя репутация безупречного клинического специалиста, а также личная близость к Фрейду и безусловное признание со стороны последнего.
В период общения с Мелани Кляйн Абрахам являлся президентом Международной психоаналитической ассоциации, и это обстоятельство, вне всяких сомнений, не могло не сказаться на профессиональном продвижении его протеже. Абрахам заинтересовался попытками Кляйн найти подтверждение психоаналитических теорий детского развития в непосредственном анализе детей. Сам он занимался изучением роли садизма в раннем развитии и его влияния на формирование психотической личности.
Кляйн неоднократно признавала, что идеи Абрахама имели большое значение в становлении ее теории, но следует отметить, что и сам Абрахам был серьезно впечатлен ее клиническими успехами. Однако со временем влиятельное покровительство Абрахама стало одной из причин, по которым многие члены Берлинского психоаналитического общества стали испытывать по отношению к Кляйн нарастающую неприязнь. Сложные и противоречивые отношения с различными психоаналитическими сообществами сопутствовали Мелани Кляйн на протяжении всей ее профессиональной карьеры.
В Берлине Кляйн познакомилась с несколькими британскими аналитиками, которые также проходили личный анализ у Карла Абрахама. В их числе были Эдвард Гловер и Аликс Стрэчи (жена Джеймса Стрэчи). Результатом знакомства стало предложение приехать в Лондон с курсом лекций, освещающих основные положения разрабатываемой Кляйн теории.
Мелани Кляйн приехала в Лондон и вскоре приняла предложение тогдашнего главы Британского психоаналитического общества Эрнеста Джонса продолжить свою работу в Британии. Ее идеи нашли здесь живой отклик среди специалистов, а сама Кляйн, лишившаяся покровительства Абрахама в Германии, вновь обрела влиятельную протекцию в лице Э. Джонса. Расположение последнего во многом было обусловлено тем, что с 1926 г. Кляйн успешно занималась лечением одного, а затем и второго из его детей.
Уникальные клинические способности Кляйн в сочетании с большой научной смелостью позволили ей завоевать большое число сторонников и единомышленников. Однако чрезвычайно сложный и противоречивый нрав приводил к тому, что М. Кляйн теряла многих союзников, не выносивших ее конфликтности и авторитарности. Постоянно работали вместе с ней только самые талантливые и верные последователи. Так называемая группа кляйнианских аналитиков в разные периоды меняла свой состав коренным образом, но ее активность, смелость и сплоченность всегда компенсировали малочисленность и создавали впечатление стабильного существования.
Научная деятельность и основные концепции
Наблюдения за играми собственных детей 2-3 лет привели её к выводу, что именно на этот возраст приходится формирование Эдипова комплекса.
В ходе изучения наиболее агрессивных импульсов маленьких пациентов (зависть, жадность, ненависть) Кляйн разработала технику работы с детьми, не утратившую актуальности и в наши дни. Аналогом свободных ассоциаций в детском психоанализе является игровая деятельность. Она придавала большое значение переносам и контрпереносам, а также раскрыла основополагающее значение расщепления детского сознания в самом раннем возрасте на составляющие его основные понятия: «хороший» (англ. good) и «плохой».[4] .
Одна из наиболее важных идей Кляйн состоит в том, что агрессия и любовь выступают в качестве фундаментальных организующих сил психики. Агрессия расщепляет психику, тогда как любовь ее цементирует. Ребенок (или взрослый) будет агрессивно «расщеплять» мир, с тем чтобы отвергнуть то, что он ненавидит, и сохранить то, чего он желает.
Постоянное желание ребенка — иметь рядом добрую и наполненную грудь и отвергать опустошенную, назойливую или безучастную грудь. Таким образом, Кляйн постулировала, что первым организатором психики является процесс разделения. Этому деструктивному, расщепляющему процессу противостоит другой, организующий процесс, который производит интеграцию и способствует целостности и любви.
Кляйн заметила, что ребенок, проявляющий ненависть к своей матери (хотя бы в фантазиях), со временем попытается восполнить тот ущерб, который, по мнению ребенка, был им нанесен. Типичный пример этого — ребенок, предлагающий любимую игрушку в виде дара, с тем чтобы утешить маму, которой он причинил боль в своих фантазиях. Тем самым мама, которая в сознании ребенка была расщеплена, сольется в единый образ, объединяющий в себе хорошее и плохое. Полагала, что суперэго присуще структуре личности от рождения и что ребёнок в ходе своего развития проходит через параноидно-шизоидную позицию (связанную с деструктивными импульсами) и депрессивную позицию (контроль либидо). Оба термина получили широкое распространение в психоанализе.
Вела оживлённую полемику с Анной Фрейд по поводу пересмотра ряда положений учения её отца, в особенности касающихся проявлений агрессии в детском возрасте. Кляйновский психоанализ — единственная неофрейдистская школа (помимо лакановской), принимающая существование влечения к смерти.
Среди последователей Мелани Кляйн были такие психоаналитики, как Герберт Розенфельд, Уилфред Бион, Бетти Джозеф, Ханна Сигал, Дональд Мельцер, Рождер Мани-Керл.
Мелани Кляйн умерла в Лондоне в 1960 году, оставив после себя богатейшую традицию психоаналитических исследований. Как пишет один из ее биографов: «Преданность своей работе в психоанализе была ее главной характерной чертой… Честолюбивая, в высшей степени интуитивная, отважная и правдивая, она была бескомпромиссна в работе и неистова в отстаивании ее… Это была сильная личность, практически у всех вызывавшая уважение» [Психоаналитические термины, с.219].
© 2010, ООО «Психоаналитик, психолог
Носова Любовь Иосифовна ».
Все права защищены.