Данная статья — расширенная версия доклада прочитанного в Берлинском обществе психиатрии и нервных заболеваний 9 ноября 1908 года. Краткий отчет об этом был опубликован в «Neurologisches Centralblatt» (1908с).
Мнение о том, что брак между кровными родственниками оказывает отрицательное влияние на последующее поколение, устарело. Причем как в медицинской литературе, так и в народных приметах допускается, что кровное родство родителей закладывает основу различных нервных и душевных болезней. Не подлежит сомнению и то, что во многих семьях встречаются инцухт и расстройства нервной системы и психики. Но из этого едва ли следует, что оба явления должны находиться в простых отношениях причины и следствия.
Часто задают вопрос, не имеет ли существование браков между родственниками в некоторых семьях с их стороны специфической причины, не вынуждает ли своеобразная склонность в некоторых невропатических семьях к тому, чтобы жениться на членах семьи. Если предпринимаются попытки рассматривать браки между родственниками как психопатологический феномен, то отмечают, что как таковые их невозможно отделить от ряда других феноменов, с которыми они имеют определенные общие психологические корни.
Взгляды на психологию брака между родственниками, которые я приведу ниже, не заявляют претензий на общую актуальность. Конечно, брак среди кровных родственников может быть заключен так же, как и любой другой, чисто из практических целей. Или внешние причины, такие как, например, изолированность от общения, не позволяют осуществляться связи с другими семьями. Также склонность к инцухту может быть различной по величине у разных рас и слоев общества. Но для тех случаев, когда родственников сводит лишь индивидуальная симпатия, я допускаю, что способность переносить склонность любви на чужих людей является недостаточной, в то время как склонность к членам собственной семьи превышает норму.
Такое поведение можно вывести из своеобразий сексуальности невротиков. Отклонения от нормы встречаются у них уже в детстве. Невропатические дети уже в раннем возрасте
При нормальных обстоятельствах инфантильный сексуальный перенос на родителей другого пола (соответственно на братьев- сестер другого пола) переходит в сублимацию, т. е. преобразование в чувство уважения, почтения. В результате этого процесса, как определил Фрейд, любовь к родителям и братьям-сестрам сбрасывает сознательно-сексуальное. Только в некоторых сновидениях продолжает жить инфантильная фантазия об инцесте.
Пубертат с его психическими переворотами влечет за собой в зависимости от индивидуальности по-разному происходящее освобождение ребенка от родительского авторитета. Либидо освобождается, чтобы перенестись на посторонних людей другого пола; люди, близкие к семье, впредь исключаются из выбора в качестве объекта. Однако в бессознательном сохраняется важное влияние, близкое вытесненной инфантильной склонности. Неоднократно было подтверждено, например, что мужчину притягивают женщины, обладающие качествами его матери (или сестры).
Ср. Freud, 5. Drei Abhundlungen zur Sexualtheorie (1905d). // G. W. — Bd. 5. — S. 21, 33—145.
Среди авторов, которые в целом отрицают воззрения Фрейда, Оппенгейм (Oppenheim, H. Lehrbuch der Nervenkrankheiten für Ärzte und Studierende. —
2 Bde. — 5. Aufl. — Berlin, 1908. — S. 1256.) ссылается на особую нежность, безмерную любовь истерических детей; все же он не видит в этих явлениях выражения детской сексуальности. (Ср. доклад на заседании Берлинского об щества по психиатрии и нервных заболеваний от 9 ноября 1908 г. в: Neurolog. Zbl. — 1908. — Heft 23.)
Относительно «Эдипова мотива» в сновидении ср. особенно: Freud, S. Die Traumdeutung (1900а). // G. W. — Bd. 2/3. — S. 273.
У невропатических индивидов ход этого важного процесса развития нарушен. Анормальная сила инфантильного сексуального переноса препятствует полному вытеснению фантазии об инцесте. Кроме того, она затрудняет освобождение от родительского авторитета. Поэтому у многих невротиков сохраняется детская несамостоятельность. Если в пубертате сын находится под строгим контролем родителей, если его либидо переносится на инфантильный сексуальный объект, то из этого для него вытекают двойные последствия. Во-первых, на протяжении всей жизни для него затруднен нормальный перенос на женщин или невозможен долгие годы. Во-вторых, склонность к одной из близких родственниц отвергается из-за главенствующей морали. Таким образом, это приводит к подавлению влечения. Склонный к неврозу человек колеблется между анормальной силой своего либидо и своей тенденцией к вытеснению влечения. Здесь ему предлагается повод для дальнейшего подавления своих влечений. В качестве парадигмы этого процесса я назову примерных сыновей и дочерей, которых мы встречаем в невропатичных семьях; их любовь к родителям также и после пубертата сохраняет инфантильный характер.
Из этого своеобразного психосексуального развития мы можем сделать различные практические выводы для невротиков. В ряду этих возможностей также занимает место явление, особенно интересующее нас, — брак между родственниками. Если я перечислю явления, уступающие браку между родственниками с точки зрения психогенетики, то должен начать с тех, которые, собственно говоря, не относятся сюда, а именно с самого инцеста. Если это на самом деле ведет к инцестуозной связи, то подавление влечения отсутствует. Мне кажется, что достаточно небольшого доказательства. Нередко из анамнеза нервных людей можно узнать, что в детстве между братьями-сестрами происходили сексуальные действия. Но особенно примечательна склонность к инцесту среди страдающих Dementia praecox душевнобольных. Я располагаю некоторым числом безупречных наблюдений этого вида, которые относятся к совместному проживанию душевнобольных брата и сестры (соотвветственно отца и дочери).
Ср. Freud, S. Die «kulturelle» Sexualmoral und die moderne Nervosität (1908d). // G. W. — Bd. 7. — S. 160 f {143—167.}.
Я не буду останавливаться на вопросе действительного инцеста подробнее, а обращусь к невропатическим людям, склонность которых в бессознательном осталась зафиксированной на инфантильном сексуальном объекте, и поэтому у них затруднена аппликация к посторонним людям другого пола. У мужчины есть две возможности: остаться холостым или жениться на кровной родственнице \ Рассмотрение этих двух случаев нельзя отделить друг от друга, потому что они поразительно часто встречаются в похожих семьях. В семьях, в которых случаются браки между родственниками, также обычно встречается большое число холостых людей. Например, я помяну семью, в которой на протяжении нескольких поколений происходили браки между родственниками. В одном поколении большинство братьев-сестер остались холостыми, а из двух братьев, которые женились, один выбрал себе в жены родственницу.
По-видимому, в таких семьях присутствует сниженная сексуальная активность. Выбор родственницы требует меньшей инициативы; в этом случае говорят о трудности приблизиться к посторонней девушке. Девочку из родни знают либо с молодости, либо знакомство протекает легче. Но более важным мне кажется то, что легче всего у родственницы можно обнаружить определенные качества, которые особенно нравились в матери или сестре. Так, главным образом кузина становится заменой сестры. Мне известны два случая, когда мужчина женился на своей кузине, потому что он был твердо убежден, что не может выбрать никого другого, кроме родственницы. Один из этих двух мужчин, состоящий у меня на лечении из-за жалоб нервного характера, уезжал за границу на учебу и там посещал родственницу, которую он раньше никогда не видел. В то время он был очень чувственным, сразу же влюбился в свою кузину и женился на ней.
Здесь я преимущественно говорю о мужчине, потому что он чаще является выбирающим.
Это наблюдение было подтверждено мне, в частности, господином профессором Оппенгеймом из его опыта.
Часть мужчин с такой склонностью впервые женятся очень поздно. В таких случаях выбор совпадает с пристрастием к племяннице. Я выявил небольшое количество таких случаев. Среди них имеется странное сходство, когда мужчина полностью находится под господством женщины. Во всех известных мне случаях речь идет об очень несамостоятельных мужчинах, которые вступили в брак в качестве более слабой части, так как это им было поручено женщиной.
Скопление браков между родственниками в некоторых случаях, конечно, свидетельствует о наличии своеобразной предрасположенности. Мне известны семьи, в которых во многих поколениях прослеживался странный последовательный инцухт. Например, в одном случае три брата женились на своих кузинах, являющихся сестрами. Этим инцухтом семья добилась того, что их генеалогическое древо не было разветвленным.
В некоторых семьях встречается бросающееся в глаза безбрачие как склонность к инцухту. Судя по небольшому количеству информации, которой я располагаю относительно этой точки зрения, кажется, здесь речь идет о трудных, невропатичных, странных людях, которые также уходят от мира в себя. Я упомяну одну семью, в которой все восемь братьев так и не женились. К сожалению, я не могу решить, замешаны ли в игре другие психосексуальные отклонения.
Невропаты, которые долгое время не вступают в брак, близки к другой группе. Она охватывает таких индивидов, которые не в состоянии сделать выбор самостоятельно. Интересно то, что часто такие мужчины поручают матери или сестре выбрать для них жену. Эта несамостоятельность показывает чрезвычайную силу инфантильного переноса. Я еще упомяну знаменитый пример этого вида.
Я благодарю господина д-ра М. Хиршфельда за интересное сообщение о том, что мужчины с гомосексуальной наклонностью часто женятся на кузинах. Так как у таких мужчин сексуальная активность относительно женского пола минимальна, то выбор родственницы является для них удобным.
Само собой разумеется, нельзя утверждать, что в основе каждого случая безбрачия лежат причины, представленные здесь.
Кроме того, среди невропатов есть мужчины, которые хотя и делают выбор за пределами семьи, но направляют свою любовь на женщину значительно старше себя. Нередко подтверждается предположение того, что им требуется замена матери.
Но общей для всех этих групп является психосексуальная индивидуальная характеристика, которую я хотел бы обозначить как моногамную черту. Для большинства иных мужчин правилом является то, что у них отсутствуют склонности пубертата, что более того, склонность друг за другом обращаться к разным людям не достигает окончательного выбора. Кроме того, часто это приводит к интимным отношениям, которые снова расторгаются. У многих родственников таких семей, которые позволяют распознать склонность к инцухту, другое развитие. У них отсутствует полигамная склонность. Они не подходят для флирта, для спонтанных связей и для быстрых смен личных отношений. Как трудно им освободиться от самой ранней фиксации их либидо, так же они чувствуют себя и в дальнейшем. Если они переносят свою склонность на человека другого пола, то обычно склонность бывает продолжительной и окончательной. Если эти люди не женятся на своей родственнице, то все же здесь также выделяется ограничение в выборе.
До этого момента мы имели дело с проявлениями невротического либидо, которое обычно не обозначают как болезненное, несмотря на то, что имеется отклонение от нормального типа. Теперь на той же психологической основе есть ряд других явлений, которые обязательно оказываются патологическими. Но для них особенно следует подчеркнуть, что в их возникновении принимали участие и другие важные психологические, возможно, также соматические факторы. Сюда относится психическая импотенция мужчины. Анормальная фиксация либидо на матери или сестре, т. е. вытесненная фантазия инцеста, закладывает основу этого состояния болезни. Прибавляются и другие конкурирующие факторы. В этой связи я особенно ссылаюсь на опубликованные Штекелем анализы. Я сам наблюдал различные случаи подобного вида, в которых этот фактор выявился как очень значительный. Например, я упоминаю двух братьев, которые страдали психической импотенцией. Несомненно, они были в анормальной степени влюблены в свою сестру.
Stekel, W. Nervöse Angstzustände und ihre Behandlung. — Berlin und Wien: Urban & Schwarzenberg, 1908.
Женские особы, перенесшие в избыточной мере свою склонность на отца или брата, в браке очень часто бывают фригидными. Таким образом, инфантильная сексуальная деятельность взаимодействует с другими факторами, чтобы в дальнейшей жизни сделать их неспособными к успешному переносу.
Другие люди стремятся насильно подавить фантазии об инцесте. Пока те ускользают от них, они легко направляются на путь гомо также имеются и другие причины, которые действуют в том же самом направлении. Здесь я хотел бы сослаться на тот факт, что, согласно наблюдениям опытнейших авторов, многие гомосексуалисты, не проявляющие интереса к женским особам, привязаны к матери одухотворенной, сублимированной любовью.
При выраженном неврозе появляются еще и другие возможности проявления интересующих нас сексуальных инфантилизмов, о которых я хочу коротко рассказать. Нередко истерические симптомы выражают желание пациента идентифицировать себя с конкретным любимым человеком. Один пациент, которого я лечил от психической импотенции, и у которого отчетливо проявлялась анормальная влюбленность в мать, копировал, например, ее некоторым числом симптомов.
У хронических душевнобольных, относящихся к области Dementia praecox, мне особенно бросились в глаза два вида, в которых проявляется инфантильная фантазия инцеста. Часть больных несет бред, который представляет собой осуществленное объединение с любимым в детстве человеком. Я коротко упомяну пример из моих ранних публикаций: в центре бредовых образований пациента сексуальной склонности. Они обращаются от матери к отцу. Здесь находилась сестра, которую он потерял на десятом году жизни (она умерла). Она также постоянно появлялась в его галлюцинациях. Однажды я застал пациента, полностью отдавшегося видению. Он видел — так он сообщил, — как юноша пытался пробраться во владения одной красивой девы. Это были Аполлон и Диана. У Дианы были черты умершей сестры пациента, Аполлон походил на самого пациента. Да, в мифе Аполлон и Диана приходятся друг другу братом и сестрой. Так инфантильная фиксация либидо еще выражалась в галлюцинациях взрослого человека.
Между кровным родством и гомосексуальностью должны возникнуть еще и другие связи. Господин д-р М. Хиршфельд сообщил мне очень ценное наблюдение: сын, родившийся от инцеста между отцом и дочерью, гомосексуал.
Ср. Freud, S. Bruchstück einer Hysterie-Analyse (1905e [1901]). // G. W. — Bd. 5. — S. 161—286.
Abraham, K. Über die Bedeutung sexueller Jugendtraumen für die Symptomatologie der Dementia praecox. // C. — 1908. — N. F. — Bd. XVIII, Juni. — S. 409—
Другой возможностью у Dementia praecox является резкий переход чрезмерного переноса в негативизм и бред преследования по отношению к ранее любимому человеку. Подробнее я представил этот процесс в другой ранней работе'.
В конце я хотел привести два известных примера, которые, как мне кажется, свидетельствуют в пользу моих взглядов. Их определенно может стать больше. Но также и из этих немногочисленных примеров вытекает, что мои взгляды основываются не на искусственных попытках объяснения.
Примером действительного инцеста является лорд Байрон. Он никогда не мог освободиться от склонности к своей сестре. Его брак с посторонней женщиной имел несчастливый конец. Поэт Конрад Фердинанд Мейер был привязан к своей матери и сестре, испытывая к ним анормальную влюбленность. В пожилом возрасте он женился на девушке, которую для него выбрала его сестра. Наконец, следует упомянуть Мерике, чья склонность к сестре имела чрезвычайную степень; впервые он вступил в брак в 47 лет.
Приведенное учение о том, что брак между кровными родственниками является следствием заболеваний психики и нервной системы потомков, в недостаточной степени принимает в расчет сложность отношений.
Abraham, K. Die psychosexueilen Differenzen der Hysterie und der Dementia prae cox. // C. — 1908. — N. F. — Bd. XIX, Juli. — S. 521—533 [см. наст, том, C. 31—47.].
Cp. Sadger, I. Konrad Ferdinand Meyer. Eine pathographisch-psychoiogische Studie. // Grenzfragen des Nerven- und Seelenlebens. — Bd. 59. — Wiesbaden: Bergmann, 1908. В этой работе принимается во внимание также и гомосексу альный компонент.
Своеобразная психосексуальная конституция, которая, согласно точке зрения Фрейда, образует основу неврозов, является важнейшей причиной браков между родственниками. Последняя становится лишь вторичной для создающего нагрузку момента, в то время как при ее помощи преобразуется уже имеющаяся невротическая предрасположенность. Таким образом, брак между родственниками — это, в первую очередь, следствие невропатической предрасположенности и, лишь во вторую — повышающий нервную диспозицию момент.
Надлежащее место браку между родственниками среди феноменов психологии неврозов можно отвести лишь тогда, когда они рассматриваются вместе с рядом других явлений среди равных точек зрения. В совокупности они показывают, какое чрезвычайное значение отводится сексуальным инфантилизмам в душевной жизни взрослого человека.
© 2010, ООО «Психоаналитик, психолог
Носова Любовь Иосифовна ».
Все права защищены.