Психологические связи между сексуальностью и алкоголизмом (1908)

Абрахам Карл

Связи МЕЖДУ СЕКСУАЛЬНОСТЬЮ И АЛКОГОЛИЗМОМ

Неоспоримым фактом является то, что мужской пол, в общем, более склонен к употреблению спиртных напитков, чем женский. Если в некоторых районах ежедневное употребление спиртных напитков женщинами, как мужчинами, является чем-то разумеющимся, если где-то пьяные женщины на улицах — частое явление, то все-таки алкоголь не связан с общественной жизнью женщин, как у мужчин. У нас в обществе стойкость в употреблении спиртных напитков считается показателем мужественности, делом чести. Общество не предъявляет женщине строгих требований в употреблении алкоголя. Принятая в нашей стране мораль склоняется, скорее, к тому, чтобы объявить употребление алкоголя совсем не «женским делом». Среди нормальных женщин употребление алкоголя не является предметом бахвальства, как среди мужчин. Мне кажется ценным исследовать, найдет ли это различное отношение полов к алкоголю свое обоснование в различиях сексуальности. Такое исследование должно восходить к более новым взглядам о психосексуальной конституции мужчин и женщин, которые изложены в работах Фрейда.

Наше тело, как доказывает история развития, содержит предрасположенность к генитальным органам обоих полов. Одна из этих предрасположенностей в процессе нормального развития снижается или берет на себя другие функции. Другая же, напротив, развивается дальше до тех пор, пока не сможет функционировать. Совершенно аналогичный процесс происходит и в психосексуальной области. Дифференциация полов берет свое начало также от первоначального состояния бисексуальности. В детском возрасте проявления сексуального влечения у мальчиков и девочек обладают большим сходством.

Благодаря исследованиям Фрейда мы узнали, что сексуальные побуждения в детстве ни в коем случае не отсутствуют. Только функция размножения еще отдалена, и влечение постепенно приобретает свое дефинитивное направление. Как считает Фрейд, инфантильное либидо не имеет объекта, т. е. «аутоэротично». Оно стремится к достижению удовольствия посредством раздражения определенных частей тела, являющихся эрогенными зонами. Все же в предпубертате для аутоэротического достижения удовольствия используется не вся сексуальная энергия; в значительной степени она вытесняется из сознания, чтобы избежать сексуального применения, и взять на себя важные социальные функции. «Вытеснение» — это введенное Фрейдом понятие, необходимое для понимания многих — нормальных и болезненных — психических процессов. Отклонение вытесненных сексуальных представлений и чувств на социальные цели мы с Фрейдом обозначаем как сублимацию. Посредством этого процесса у обоих полов возникают ограничения половых влечений.

Freud. S. Drei Abhandlungen zur Sexualtheorie [(1905d). // G. W. — Bd. 5. — S. 27—145].

С наступлением полового созревания мальчик, как и девочка, приобретает явные физические особенности своего пола. В психосексуальной области протекает важный процесс поиска объекта.

Теперь либидо направлено на другой пол. Но мужское и женское либидо дифференцируется не только с этой точки зрения; здесь нас главным образом интересует еще одно различие. Женская сексуальность проявляет большую склонность к вытеснению, к образованию сопротивлений. Инфантильное сексуальное вытеснение у женщины получает в пубертате, как будто посредством нового толчка, мощную поддержку. Из этого вытекает более пассивное сексуальное влечение женщины. Мужское либидо более активного характера. Оно преодолевает психические сопротивления, которые находит в сексуальном объекте, в силу своих агрессивных компонентов. Два выражения в немецком языке характеризуют психосексуальное различие полов: мужчина завоевывает, женщина отдается.

Алкогольные напитки влияют на половое влечение, потому что устраняют имеющиеся сопротивления и повышают сексуальную активность. Это общеизвестные факты, но обычно на их сути подробно не останавливаются.

Чем дольше исследование занимается сексуальной проблемой, тем сильнее проявляется сложность полового влечения. Наряду с «нормальной» гетеросексуальной любовью, оно охватывает и ряд «перверсивных» побуждений. Сексуальное влечение ребенка представляет нам яркий хаос этих влечений, он называется «полиморфно-перверсивным» (Фрейд). Лишь постепенно парциальные влечения подчиняются гетеросексуальному. Они переходят во владение вытеснения и сублимации. Из них появляется стыд и отвращение, моральные, эстетические и социальные чувства, сострадание и ужас, почитание ребенка по отношению к родителям, заботливая любовь родителей к ребенку. Художественная и научная деятельность в значительной степени основывается на сублимации сексуальной энергии. На этих продуктах сублимации основыва­ ется наша социальная жизнь, наша общая культура. Среди них нет ни одного, на который алкоголь не оказал бы отрицательное влияние или не разрушил бы его.

У нормального индивида гомосексуальный компонент сексуального влечения переходит во владение сублимации. Чувства гармонии и дружбы среди мужчин лишены всего сознательно-сексуального. Здоровый мужчина испытывает отвращение от любого нежного соприкосновения с другими мужчинами. Здесь приводится ряд похожих побуждений отвращения или неприятия, возникающих из одного источника. Алкоголь разрушает их. И пьяные мужчины бросаются друг другу на шею и целуются. Они чувствуют себя объединенными особой душевной связью, растроганными до слез и быстро переходят на интимное «ты». В трезвом состоянии те же мужчины называют такое поведение «женским». События недавнего времени послужили поводом к тому, что мы много слышим о «нездоровой» мужской дружбе. Выражения чувств, которые заклеймили как что-то болезненное и безнравственное, может наблюдать каждый во время попойки. В каждом трактире присутствует черта гомосексуальности. Однополый компонент, который мы под влиянием воспитания научились вытеснять и сублимировать, снова достаточно явно проявляется под действием алкоголя.

Одна пара парциальных влечений, значение которых впервые верно определил Фрейд, являются выражением сексуального удовольствия от наблюдения и эксгибиционизма. В тесной взаимосвязи с этим находится сексуальное любопытство. Сублимация этих влечений вызывает чувство стыда. В первые годы жизни ребенок не знает чувства стыда, сначала он должен пройти через «смущение». Если сублимация не происходит, тогда появляется перверсия (вуайеры, эксгибиционисты). Чувство стыда распространяется не только на физическое обнажение, но и устанавливает важные ограничения для общения в обществе, беседы и т. д. Именно это становится жертвой алкоголя.

Ср. Freud, S. Drei Abhandlungen zur Sexualtheorie (1905d). // G. W. — Bd. 5. — S. 27—145. и Rank, O. Der Künstler. Ansätze zu einer Sexualpsychologie. — Wien und Leipzig: Hugo Heller & Cie, 1907.

Неотделимы от алкогольной зависимости и непристойные шутки, которые, согласно прекрасному анализу Фрейда’, представляют психическое обнажение. Форель мастерски описал, как под влиянием алкоголя флирт принимает грубые, отвратительные формы.

 Другая пара парциальных влечений, также находящаяся в соотношении активности и пассивности, стремится к господству над сексуальным объектом, соответственно, покорности их воле. В результате сублимации этих тенденций возникают чувства жалости и ужаса и т. д. Если сублимация отсутствует, то перед нами перверсии, обозначаемые как садизм, соответственно мазохизм. Едва ли нужно упоминать, что многочисленные жестокие преступления случаются в алкогольном опьянении. Вытесненные парциальные влечения все же не стоит представлять в такой резкой форме. Мы снова их встречаем в более скрытой форме. С древних времен известны обычаи и законы употребления алкоголя; король вина — это безраздельный властелин. Я вспоминаю о принятом еще и сегодня «своде правил и норм поведения студентов» с его жестким принуждением к употреблению спиртного, о гордом удовольствии, с которым старший студент принуждает пить младшего, и о слепом подчинении последнего приказу. Я знаю, что придерживаясь такой точки зрения, я наталкиваюсь на противоречие; поэтому я ссылаюсь еще и на то, что студенческие обычаи употребления алкоголя постепенно развились из невероятной жестокости до сегодняшней, более цивилизованной формы. Мы должны упомянуть еще одно важное ограничение сексуального влечения. Нормально развивающийся ребенок переносит свое Freud, S. Der Witz und seine либидо, прежде всего, на объекты противоположного пола из своего ближайшего окружения: мальчик на мать и сестру, девочка на отца и брата. Потребовался длительный культурно-исторический процесс развития, чтобы ближайшие единокровные родственники были отстранены от выбора объекта. Отвержение инцеста вело к сублимации родительской любви, а любовь ребенка стала благоговейным почитанием родителей. Каждый ребенок должен повторять это развитие, в определенное время он переносит свои пробуждающиеся сексуальные желания на родителей противоположного пола. Эти побуждения вытесняются, как и наша мораль отвергает несублими- рованную склонность отца к дочери. Алкоголь не щадит и эту сублимацию. Уже дочери Лота знали, что алкоголь разрушает ограничения инцеста: они добились своей цели, в то время когда дали своему отцу выпить.

Bezeiehung zum Unbewußten (1905c). // G. W. — Bd. 6. Forel, А. Die sexuelle Frage. Eine naturwissenschaftliche, psychologische, hygienische und soziologische Studie für Gebildete (1905). — 15. Aufl. — München, 1923.

Обычно мы читаем, что алкоголь устраняет психические препятствия. Сейчас мы познакомились с сущностью этих препятствий: это продукты сублимации сексуальной энергии.

В то время как вытесненные сексуальные побуждения снова возникают, одновременно повышается нормальным образом характерная для мужчины сексуальная активность, откуда появляется чувство повышенной сексуальной работоспособности. Алкоголь действует как раздражитель на «комплекс» мужественности. Гордость самца известна нам из многочисленных примеров животного мира. С mutatis mutandis похожие явления мы встречаем и у человека. Мужчина чувствует себя гордо, как творец, дающий; женщина «принимает». Насколько глубоко в мужчине коренится этот комплекс величия, неожиданным образом освещает анализ мифов о сотворении. В сочинении, которое в ближайшее время выйдет в свет, я приведу детальное подтверждение того, что сказания о сотворении у различных народов первоначально представляют обоготворение мужской силы производить потомство, что они провозглашают ее принципом всей жизни. В мифе идентифицируются мужская сила производить потомство и божественная сила сотворения, используется одна вместо другой. Здесь мы сталкиваемся с психологическим процессом чрезвычайной важности. Мы можем распознать его действия во всех сферах человеческой фантазии, будь это произведения индивидуальной или массовой фантазии, здорового или болезненного характера. Мы обозначаем этот процесс идентификацией.

Сокращенным названием «комплекс» я обозначаю (по образцу психологических работ психиатрической клиники Цюриха) комплекс представлений, наряду с присущими им чувствами, который при определенных обстоятельствах вытесняется в бессознательное, но при изменении обстоятельств может снова проникнуть в сознание.

[Mutatis mutandis (лат.) — соответствующими изменениями.]
 Abraham, K. Traum und Mythus. Eine Studie zur Volkerpsychologie. // Schriften zur angewandten Seelenkunde. — Wien und Leipzig: Deuticke, 1909. —• Heft 4. — S. 1—73 [См. наст, том, C. 73—142.].

Вопрос, который издавна должен был занимать людей, на который мы еще и сегодня не в состоянии ответить удовлетворительным образом, — это осуществление «сексуального возбуждения». Предположение, что возбуждение у мужчины происходит от семени, очень близко к действительности. Теперь наивное представление народа идентифицирует опьяняющий напиток, т. к. он сексуально возбуждает, с семенем или с чем-то неизвестным, что (при отсутствии искусственных возбуждающих средств) вызывает сексуальное возбуждение. Эта популярная теория находит свое выражение в обозначении «любовное опьянение».

Сфера действия именно этой идентификации особенно велика. Благодаря индогерманской мифологии появляются рассказы о божественном напитке и его происхождении. Этот напиток, оживляющий и вдохновляющий, идентифицируется с опьяняющими напитками людей. На этом идентификация не заканчивается. На основании старых индийских мифов в упомянутом сочинении я подтверждаю, что божественный напиток приравнивается к мужскому семени. Поводом для этого послужило животворное действие семени. Достойно внимания и то, что сказания о сотворении первого человека (сказание о Прометее и др.) находятся, насколько это возможно, в тесной взаимосвязи со сказаниями о божественном напитке. На данном этапе невозможно подробнее остановиться на психологическом анализе указанных мифов. Следует лишь упомянуть, что греческие сказания о рождении бога вина Диониса позволяют признать эту идентификацию.

В целом мире сказаний большую роль играют любовные напитки. Их эротическое действие, без сомнения, заимствовано из алкогольных напитков. Опьяняющее действие и сексуальное возбуждение здесь также отождествляются. Похожий ход мыслей мы встречаем и в бесчисленных обычаях. Праздники, посвященные богу вина, — это всегда одновременно и эротические праздники. Во многих обычаях вино является символом сотворения или оплодотворения. В упомянутом Риклином обычае очевидно символическое замещение семени вином: в определенной местности в праздник весны принято лить вино в лоно девочек. Общим обычаем является выпивание за здравие. Здесь алкогольный напиток благодаря своему возбуждающему действию заменяет жизненную силу. Когда пьют за здоровье другого человека, это означает, что содержащееся в вине живительное действие пойдет ему на пользу.

Интересующая нас идентификация должна быть основательно обоснована. Уважение пьянящего и сексуального эффекта связано между собой. Тот, кто не пьет, считается слабым. Алкогольное наслаждение мужчины начинается в пубертате, тогда, когда хотелось бы считаться мужчиной. Того, кто не составляет компанию в распитии, сверстники не считают взрослым. Бахвальство достижениями в распитии спиртных напитков ни в каком возрасте не проявляется так, как во время начинающейся мужественности. Если в последующие годы потенция слабеет, то мужчина охотно хватается за приносящий удовольствие алкоголь, который теперь становится для него суррогатом исчезающей производительной силы.

Мужчина зависит от алкоголя, т. к. алкоголь награждает его повышенным чувством мужественности, льстит его комплексу мужественности. У женщины благодаря ее психосексуальной конституции намного меньше поводов к наслаждению алкоголем. Активность женского полового влечения меньше, сопротивления против порывов влечения больше. Мы объяснили такое поведение толчками вытеснения в пубертате. Женщина возбуждает мужчину благодаря своим психическим сопротивлениям, в то время как ей самой нравится в мужчине энергичная инициатива. В пубертате у девочки нет повода для употребления алкоголя. Алкоголь увеличивает вытесненные действия, сопротивления. Если женщина теряет честь, то в глазах мужчины она теряет привлекательность. Женщины, проявляющие сильную склонность к алкоголю, при более глубоком рассмотрении постоянно обнаруживают сильный гомосексуальный компонент.

Riklin, F. Wunscherfullung und Symbolik im Märchen. // Schriften zur angewandten Seelenkunde. — Heft 2. — Wien und Leipzig: Deuticke, 1908.

Алкоголь вызывает свои действия — облегчение сексуального переноса и отмену вытесненных действий — не только временно, но и в известной степени постоянно. Хронические пьяницы проявляют характерный эмоциональный избыток, они бестактно-фамильярны, рассматривают каждого человека как старого друга и проявляют не свойственную мужчинам сентиментальность. Они теряют чувство стыда; не нужно говорить, какие сцены приходится видеть детям алкоголиков. Коротко говоря, каждое из более утонченных чувств, которые своим возникновением обязаны сублимации, разрушается.

Это не только сублимации сексуального влечения, которые погибают у пьяниц. Сильное алкогольное опьянение в действительности же снижает сексуальную работоспособность. Нам известно губительное действие алкоголя на клетки зародыша (Blastophthorie). Нам также известно, что многие алкоголики становятся импотентами.

Алкоголь обманул их. Они верили, что он повышает их мужественность, т. к. он дал им сексуальное чувство силы. Вместо этого он лишит их силы; но они и сейчас не замечают обмана. Они зависят не от алкоголя, но и в дальнейшем отождествляют его со своей сексуальностью и используют его как суррогат сексуальности. Я вижу в этом аналогию с известными сексуальными перверсиями, при которых сексуальное раздражение, которое обычно могло бы служить прелюдией к сексуальному акту, используется вместо него. Фрейд обозначает это как «фиксация предварительной сексуальной цели». Например, наблюдение сексуального объекта при нормальных обстоятельствах образует лишь источник предварительного удовольствия, в то время как лишь сам половой акт приводит к удовлетворению. Некоторые же перверты довольствуются одним лишь рассматриванием. Совершенно аналогично ведет себя алкоголик. Алкоголь действует сексуально возбуждающе; это возбуждение преследует алкоголика и лишает его при этом способности к нормальной сексуальной деятельности.

Ср. Forel-Yvorne.A. und Juliusburger, О. Über Blastophthorie (Keimverderbnis). // Zschr. für Sex. Wiss. — 1908. — Bd. I. — S. 346—350.

Мы можем проследить и дальнейшие аналогии между алкоголизмом и сексуальной перверсией. Благодаря исследованиям Фрейда мы познакомились с интимной связью между перверсией и неврозом. Фрейд доказал, что многие симптомы неврозов выражаются в вытесненных перверсивно-сексуальных фантазиях и тем самым образуют вид сексуальной деятельности пациента. Пациент постоянно оказывает сильнейшее сопротивление при попытке провести психологический анализ своих симптомов, это сопротивление объясняется вытеснением сексуальных комплексов. При попытке психоаналитического прекращения болезненного явления врач всегда слышит нет, даже если его вопрос обоснован. Вместо действительных причин пациент приводит оправдывающие доводы. Алкоголик отрицает такие известные факты, которые совершенно невозможно оспорить. У него всегда есть масса оправдывающих доводов своего алкоголизма. Он отклоняет все попытки серьезных предложений. Невротик борется за свои симптомы, т. к. они являются для него сексуальной деятельностью. По этой же причине — так я думаю, следует сделать вывод, — пьяница отстаивает свой алкоголизм.

Мне кажется, что еще одна точка зрения достойна упоминания. Среди болезненных изменений в жизни представлений алкоголика особенно важную роль играют изменения бесспорно сексуального содержания. Я имею в виду известную ревность алкоголика, которая доходит до мании. Опираясь на большой опыт, который я не привожу здесь детально, причину ревности алкоголика я вижу в чувстве снижающейся потенции. Пьяница использует алкоголь как источник легкого достижения удовольствия, отвергая женщину, он обращается к алкоголю. Этот факт в его сознании в высшей степени неприятен; он вытесняет его так же, как это делает невротик, и одновременно производит смещение, которое мы обычно наблюдаем в механизме неврозов и психозов. Он смещает свое чувство вины в качестве жалобы на женщину: она неверна ему.

Freud, S. Hysterische Phantasien und ihre Beziehung zur Bisexualität (1908a). // G. W. — Bd. 7. — S. 191—199.

Итак, между алкоголизмом, сексуальностью и неврозом возникают многосторонние связи. Мне кажется необходимым использовать для анализа алкоголизма подготовленный Фрейдом психоаналитический опыт, который позволяет нам проникнуть в структуру неврозов. Из устных сообщений коллег мне стало известно что, в слу­чаях морфинизма психоанализ выявляет неожиданные связи между сексуальностью и злоупотреблением наркотиками. Я упоминаю здесь и загадочное поведение многих нервных людей по отношению к наркотикам. Больные, страдающие истерией, часто просят врача не назначать им морфий или опиум, поскольку они не вынесли бы этого; впоследствии они рассказывают о неприятных ранних опытах. Это говорит о том, что у определенных пациентов, страдающих истерией, такие средства вызывают сексуальное возбуждение, которое вследствие своеобразной психосексуальной конституции пациентов с истерией превращается в физические симптомы и чувство страха. Возможно, частое у невротиков нетерпение относительно алкоголя имеет схожие корни. Наконец, я хочу сохранить удивительный опыт, который я неоднократно проводил с душевнобольными. Если больным вкалывали наркотическое средство, они воспринимали это как сексуальное изнасилование. Они символически истолковывали шприц и жидкость.

Как мы видим, психологическое исследование располагает достаточно большим количеством нерешенных проблем. Такие внешние воздействия, как социальные влияния, ошибки в воспитании, наследственная нагрузка и т. д. не являются достаточными для объяснения алкогольной зависимости. Должен быть добавлен индивидуальный момент. Его исследование является следующей задачей.

Мне кажется, что разрешить ее можно лишь тогда, когда постоянно рассматривается взаимосвязь между алкоголизмом и сексуальностью. 

Новости
29.08.2020 Спотыкаясь о переносподробнее
31.03.2020 Консультации онлайн вынужденная форма работы психоаналитикаподробнее
23.06.2018 Об отношениях и их особенностях. часть 2подробнее
29.03.2017 Об отношениях и их особенностях. С психоаналитиком о важном.подробнее
12.03.2017 О суицидальных представлениях подростковподробнее
06.03.2017 О депрессии и печали с психоаналитиком.подробнее
26.02.2017 С психоаналитиком о зависимостях и аддиктивном поведенииподробнее
17.03.2016 СОН И СНОВИДЕНИЯ. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕподробнее
27.10.2015 Сложности подросткового возрастаподробнее
24.12.2014 Наши отношения с другими людьми. Как мы строим свои отношения и почему именно так.подробнее
13.12.2014 Мне приснился сон.... Хочу понять свое сновидение?подробнее
Все новости
  ГлавнаяО психоанализеУслугиКонтакты

© 2010, ООО «Психоаналитик, психолог
Носова Любовь Иосифовна
».
Все права защищены.